Предприятие быстрого приготовления
Открыть собственное дело в России, несмотря на повсеместную борьбу с бюрократией, все еще сложно. Одним из способов сэкономить время и нервы является покупка действующего предприятия.
Идея начать собственное дело рано или поздно приходит в голову многим людям: кто-то хочет выгодно вложить имеющиеся на руках свободные средства, кто-то устал работать «на чужого дядю», а кто-то мечтает обеспечить старость, прикупив «свечной заводик». Но не всегда эти желания осуществимы: потенциальные бизнесмены опасаются, и вполне оправданно, что дело может не выгореть. К тому же начинающему предпринимателю в России приходится преодолевать столько препятствий, что иногда проще отказаться от затеи. Однако спрос, как известно, рождает предложение. Вот уже несколько лет в стране активно развивается продажа так называемого готового бизнеса. Под этим устоявшимся термином подразумевается возможность приобретения действующего предприятия с помещениями, оборудованием, персоналом, имеющего клиентов и приносящего прибыль.
Супермаркет для бизнесмена
Покупать частные предприятия можно самостоятельно или при помощи специалистов в так называемых магазинах готового бизнеса. В первом случае приобретатель экономит деньги, а во втором — получает гарантию. Бизнес-брокеры не только помогают продавцу и покупателю найти друг друга и оформить документы, но и проводят предпродажную подготовку предприятия, оценивают его реальную стоимость, просчитывают прибыль и возможные затраты на развитие. Ведь иногда владельцы лукавят и намеренно завышают цену и сумму прибыли.
Продажа действующего предприятия — дело деликатное, поэтому многим владельцам удобнее общаться с потенциальными покупателями через бизнес-брокеров. Во-первых, чтобы не афишировать факт продажи и не пугать персонал. Во-вторых, многие малые и средние предприятия не просто оптимизируют налоги, но и ведут двойную бухгалтерию, поэтому показывать ее случайному человеку никто не станет.
В чем подвох? При виде объявления о продаже стабильно работающего предприятия, приносящего ежемесячно несколько тысяч долларов прибыли, у любого здравомыслящего человека возникнет вопрос: зачем продавать курицу, несущую золотые яйца? Но, как выяснилось, для этого существуют вполне объективные причины. Первый вариант, когда владелец высвобождает средства для развития другого бизнеса, второй — когда переезжает в другой город или другую страну, третий — когда он попросту устал от предпринимательской деятельности, четвертый — разногласия между совладельцами. И наконец, есть категория людей, которая создает предприятия для того, чтобы продавать их, получая неплохие комиссионные.
Евгений Нитусов занимается этим бизнесом уже несколько лет. Одно из его детищ — фирма-дистрибьютор женской одежды Morgan. Как только она раскрутилась и стала давать прибыль, Евгений продал дело. Теперь готовит к продаже издательство комиксов. «Многие люди имеют деньги и ищут, чем бы им заняться, — поясняет предприниматель. — У меня есть идеи и организаторские способности, но нет желания заниматься одним делом постоянно. Мне становится скучно».
Убытки не скроешь
Бывают и такие случаи, когда владелец выставляет на продажу убыточное предприятие, тщательно замаскировав все изъяны. Бизнес-брокеры уверяют, что от них скрыть такие факты невозможно. А значит, продавцу откажут в помощи либо предложат сыграть по-честному. По мнению гендиректора компании «Твой Бизнес Брокер» Антона Елистратова, плохо работающая компания тоже может представлять интерес для покупателя при определенных условиях. Например, если она является убыточной из-за некачественного менеджмента, а не по каким-либо другим объективным причинам.
«В нашей практике был случай, когда мужчина не мог справиться с видеопрокатом. В результате выставил его на продажу за $3 тыс. А новый владелец заключил договор с крупной компанией и сделал прокат корпоративным. И вышел на прибыль около $1 тыс. в месяц», — рассказывает Антон Елистратов.
Глава компании «Альпийский ветер» Дмитрий Осмоловский уверен, что при покупке готового бизнеса необходимо учитывать, на каком этапе развития находится предприятие. Малый бизнес цикличен: компания растет, достигает пика, а потом сбавляет обороты. Однако при грамотном управлении у предприятия открывается «второе» и даже «третье дыхание» и рост продолжается.
Брать или не брать? Покупка бизнеса является формой инвестирования наряду с вложением средств в акции, драгметаллы или недвижимость. Действующая компания дает доход от 40 до 100 с лишним процентов годовых в валюте. Однако, как отмечают в компании «Магазин готового бизнеса» (МГБ), этот вид инвестирования подходит далеко не каждому, так как требует постоянного внимания владельца. Альтернативный вариант — доверить управление наемному менеджеру. Но в этом случае инвестор должен быть готов к снижению собственных доходов — грамотному управленцу придется платить высокую зарплату. К тому же, как показывает практика, прибыль предприятия малого бизнеса, управляемого не собственником, нередко оказывается меньшей, чем у того, которым руководит непосредственно его хозяин.
Каждому по способностям
Тому же, кто решился на покупку готового бизнеса, необходимо определить, какого рода компания будет интересна конкретно ему и насколько эффективно он сможет управлять ею. Новички чаще всего присматриваются к салонам красоты, небольшим ресторанам или кофейням, так как считают их наиболее понятными и простыми в управлении. Однако наряду с этими распространенными вариантами на рынке встречаются интересные индивидуальные проекты, рассчитанные не на массового потребителя. Например, телекоммуникационные компании или предприятия по разработке и производству аудиокниг, целые спортивные команды со всей инфраструктурой могут быть интересны людям, которые работают в соответствующих отраслях. Часто бывает так, что менеджеры крупных компаний покупают маленькие профильные предприятия и достигают хороших результатов.
Не рассчитал силы
laquo;Важность адекватного определения цели инвестирования хорошо иллюстрирует история продажи одной из московских кофеен, — рассказывает бизнес-брокер „Магазина готового бизнеса“ Михаил Кузнецов. — Этот бизнес продавался дважды». Первым его покупателем выступил чиновник, работающий в одной из федеральных служб. Инвестиционные консультанты не рекомендовали ему делать покупку, так как сомневались, справится ли он с управлением данным бизнесом. Однако чиновник настоял на своем. Уже через несколько недель он в состоянии, близком к панике, вернулся с просьбой аннулировать сделку. Оказалось, что за это время в кофейню нагрянуло несколько инспекций и новый собственник не смог наладить отношения со своими коллегами-чиновниками. Кроме того, первая половина января (а продажа была совершена как раз под новый год) для кофеен традиционно является «мертвым сезоном», и это окончательно подорвало энтузиазм предпринимателя. Позже свое решение о покупке он объяснял так: «Сам не знаю, что на меня нашло. Наверное, бес попутал». Следующим покупателем оказался бизнесмен «первой волны», успевший сколотить капитал и не понаслышке знающий реалии малого и среднего бизнеса. Новый собственник активно взялся за дела и остался очень доволен своим приобретением.
Каждому по возможностям
Бесспорно, важным определяющим фактором в выборе предприятия являются финансовые возможности покупателя. Цены на рынке начинаются от $10 тыс. и достигают $10 млн. Наиболее доступные варианты — пункты обмена валют. Здесь цена колеблется от $7-8 тыс. до $15 тыс. Видеопрокаты могут стоить от $5 тыс. до $50 тыс., аптеки, небольшие магазинчики и кафе — $50-60 тыс., туристические агентства — от $10 тыс. до $100 тыс. Салон красоты может обойтись вам в сумму от $15 тыс. до $200 тыс., рестораны — от $150 тыс. до $1 млн и больше в зависимости от месторасположения, оборудования и других факторов. Например, предприятия, имеющие собственные помещения, на порядок дороже, чем расположенные на арендованных площадях. Они будут дольше окупаться, зато этот актив со временем будет только дорожать.
Выше цена — больше прибыль
Небольшие компании окупаются за 12-20 месяцев, но в абсолютном выражении их доходность невелика. Так, например, видеопрокат может приносить владельцу от $500 до нескольких тысяч долларов, небольшой ресторан, работающий на арендованных площадях в пределах Садового кольца, — от $5 тыс. до $15 тыс. чистой прибыли в месяц.
Предприятия дороже $500 тыс. окупаются за 20-30 месяцев, но они дают весомый доход, имеют большой потенциал развития и более устойчивы. Например, как отмечают в МГБ, сейчас на продажу выставлены компании, дающие до $40 тыс. прибыли в месяц.
Официальной статистики на этот счет нет, и эксперты, работающие на рынке готового бизнеса, приводят приблизительные цифры. Так, например, доходность аптек может составить 60-70% годовых, ресторанов и кафе — 40-75%, розничных магазинов — 60-90%, производства — 40-50%.
Сезонный фактор
На рынке готового бизнеса важную роль играет сезонный фактор. По словам исполнительного директора компании «Бизнес-магазин» Андрея Батаева, летом, как это ни банально, начинают пользоваться спросом палатки «Соки-воды» и «Мороженое», а зимой — «теплые» магазины.
Предложения на рынке готового бизнеса
Вид бизнеса | Число предложений | Средняя стоимость | Средняя доходность |
о продаже, шт. | бизнеса, $ тыс. | инвестиций, % годовых | |
Оптовая торговля | 14 | 800 | 58 |
Розничная торговля | 22 | 60 | 60 |
Аптеки | 4 | 50 | 65 |
Общественное питание | 20 | 725 | 42 |
Сфера сервиса и услуг | 61 | 130 | 87 |
Индустрия развлечений | 7 | 360 | 52 |
Производство ТНП | 11 | 1860 | 43 |
Производство продуктов питания | 25 | 850 | 47 |
Лесная промышленность | 3 | 1200 | 23 |
Прочее производство | 22 | 795 | 38 |
Сельское хозяйство | 7 | 920 | 54 |
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Антон Елистратов, генеральный директор компании «Твой Бизнес Брокер»:
- Рынок готового бизнеса развивается очень активно. По оценкам экспертов, на 10% в месяц, но реально, я думаю, быстрее. Доллар падает, а в рубль люди все еще не верят. Поэтому все больше россиян решают открыть свое дело или купить готовый бизнес. Нам же на самом деле не подходит «американская мечта», когда парень из провинции приезжает в столицу, устраивается на работу курьером, а через пятьдесят лет дослуживается до гендиректора. Нам нужны скатерть-самобранка и Емеля на печи. Пусть немного, но зато сразу.
Дмитрий Осмоловский, руководитель консалтинговой компании «Альпийский ветер»:
- Сам термин «готовый бизнес» появился совсем недавно, около пяти лет назад. И сейчас спрос и предложение достаточно велики. Но пока приобретение действующего предприятия — дело довольно рискованное. Большинство фирм, стараясь уклониться от налогов, ведет полулегальную бухгалтерию. Поэтому покупателю невозможно самому разобраться, как на самом деле обстоят дела в заинтересовавшей его компании. Только специалист может оценить предприятие и наверняка определить его потенциальную доходность.
СЛОВО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Сергей, приобрел салон красоты на Юго-Западе Москвы:
- Если честно, то сначала хотел сам все «с нуля» создавать, но не смог найти помещение в нужном районе. А для меня главным критерием было место, так как хотелось поближе к дому. Вот и решил купить готовый салон, который был выставлен на продажу. Это стоило чуть дороже, но зато я сэкономил время на оформлении документов и на ремонте. Прибыль оказалась действительно такая, как и обещали. К тому же я кое-что изменил в организации бизнеса, перешел на упрощенное налогообложение и в итоге еще выиграл. Покупку салона я рассматривал как способ инвестирования денег. Так что это у меня не основная, а побочная деятельность. К тому же большую часть работы на себя взяла жена, но и она там не каждый день проводит. В итоге дополнительная копеечка к зарплате получается. А если на основном месте работы что-то случится, то у меня всегда есть возможность заняться развитием салона.
Роман, продал ресторан:
- Причин для продажи бизнеса у меня было несколько. Во-первых, наигрался. Мне хотелось иметь свой ресторан, я его создал, но понял, что это не мое. Выяснилось, что ресторанный бизнес вовсе не так интересен и гораздо более сложен, чем кажется на первый взгляд. К тому же появились другие проекты, в которых я хотел поучаствовать, и мне понадобилось высвободить средства. В итоге получилось, что я на проекте с рестораном даже заработал. Хотя, еще раз повторю, продажа заведения никак не была связана с его финансовыми сложностями. Оно нормально работало восемь месяцев, приносило прибыль. Людям, которые его купили, ресторан достался в хорошем состоянии. Весь персонал остался там, так что заведение не простаивало.
---
Источник: