Оптимизация вендинг-сети
Оптимизация работы вендинг-сети – это улучшение качественной, а если нужно и количественной составляющей работы торговых автоматов, - инструментов, направленных, в конечном счете, на увеличение прибыли.
Оптимизация работы сети – постоянная работа. Нельзя единоразово настроить на эффективную работу сложный инструмент. Тем более, в современном большом городе, где постоянно меняются условия работы, появляются новые торговые точки, не дремлют конкуренты. За всем этим нужно следить и вносить своевременные изменения в работу сети.
Содержание
# Вендинг-учет и вендинг-маршрут
# Количество работников для обслуживания вендинг-сети
# Инструкции для работников и торговых точек
# Обновление парка торговых автоматов
# Работающая вендинг-сеть – как инструмент для получения кредитов
Вендинг-учет и вендинг-маршрут
Вендинг-оператор (в первую очередь – начинающий) должен вести учет продаж через автоматы в каждой конкретной торговой точке, и здесь мы имеем в виду отнюдь не бухгалтерский (налоговый) учет, а специальный вендинг-учет.
Вендинг-учет необходим для того, чтобы установить и зафиксировать периоды всплеска и понижения продаж, причины изменения динамики продаж (например, после смены вендинг-машины или наполнителя).
Форма учета – произвольная, но в идеале должна включать: места установки торговых автоматов, количество закупаемого наполнителя, дату его засыпки (загрузки) и реализации через торговый автомат, дату инкассации, размер выручки и т.д. То есть, вендинг-оператор (работники сети) должны записывать все данные, связанные с эксплуатацией сети. Чем больше сеть, тем больше данных.
Через некоторое время данные вендинг-учета покажут периоды падения и роста продаж (сезонные колебания). Эта информация позволит повторить удачные решения, избежать ошибок в будущем, отказаться от невыгодных мест, поддерживать спрос потребителей всегда на высоте, в конечном счете получать максимум прибыли от каждой торговой точки.
Совершенно другое значение приобретает внутренний учет для предпринимателей, чью сеть обслуживают наемные работники, через руки которых проходит как наполнитель, так и инкассируемые денежные средства. Только детальный внутренний учет и отчетность позволят избежать недостачи, выявить финансовые потери.
Следующий фактор эффективной работы – вендинг-маршрут. С момента как вендинг-оператор построил сеть торговых автоматов, необходимо выработать вендинг-маршрут. Это путь следования по обслуживанию торговых автоматов. Его нужно построить с учетом расположения торговых точек, загруженности города, форм работы с торговыми точками и др. факторов. Чем больше у вендинг-оператора торговых автоматов, чем шире сеть расстановки автоматов, тем более продуманным должен быть вендинг-маршрут. Вендинг-оператор должен учесть, где надо проинкассировать автоматы, куда нужно завести наполнитель и т.д.
Предприниматель должен учитывать вероятность технических вызовов, связанных с остановкой эксплуатации оборудования. Как отмечают бывалые предприниматели, технических вызовов может быть (как назло) несколько за день - то купюру влажную (рваную, мятую) «зажевало», то автомат товар не выдает, то какой-то «доброжелатель» насовал в монетоприемник спичек. Конечно, все предусмотреть невозможно, но необходимо быть готовым к неожиданным вызовам.
В конечном счете, грамотно продуманный вендинг-маршрут экономит время (деньги) бизнесмена.
В зависимости от вендинг-маршрута необходимо строить и планы по количеству наполнителя, который необходимо доставить до торговых точек. Скажем если у вас пять торговых автоматов, то нет сложности в том, чтобы сразу весь наполнитель для всех автоматов возить с собой. Если же сто торговых автоматов, то необходимо сделать анализ какой именно наполнитель доставить в конкретную торговую точку, дабы не возвращаться по нескольку раз на склад и успеть «обработать» все торговые точки. То есть, работать согласно вендинг-машруту.
Как мы уже писали, для обслуживания торговых автоматов не нужно иметь специальных знаний. Опыт и навыки, конечно же, важны, но вендинг-оператора всегда может заменить его работник, партнер и даже член семьи.
Какое количество работников необходимо для обслуживания торговых автоматов? В зависимости от вида обслуживаемых автоматов, сеть от 20 (для электронных торговых автоматов, например, кофейных вендоров) и до 100 единиц и более (для механических торговых автоматов) может обслуживаться одним человеком.
Интересен в этой сфере зарубежный опыт. По мнению американских вендинг-операторов сеть в 50 электронных или 500-600 механических автоматов, может обслуживаться всего одним человеком (как бы страшно это ни звучало – только представьте, один человек обслуживает такое количество торговых точек!). Но здесь необходимо учитывать, во-первых, специфику отдельных видов автоматов (некоторые требуют каждодневного обслуживания, и здесь один человек попросту физически не справится), во-вторых, по сравнению с Россией, в США низкое количество среднесуточных продаж, а это значит, что автоматы не требуют частой загрузки и инкассации. Кроме того, конечно, должен быть отработан до совершенства процесс обслуживания вендинг-машин, составлен вендинг-маршрут, введен компьютеризированный учет работы и обслуживания оборудования.
При определении количества персонала для обслуживания сети необходимо учитывать не только количество торговых автоматов, но и размер города, загруженность дорог; имеет значение такой простой вопрос: насколько просто обслужить в день максимальное количество торговых точек?..
На наш взгляд, еще одним фактором, влияющим на определение количества обслуживающего персонала, является форма работы с торговыми точками. Если оператор работает по «комиссии» или аренде это значит, что он (или его работник) тратит чуть больше времени на обслуживание автоматов. При форме работы «поставка наполнителя» нет необходимости часто обслуживать автоматы.
Нет необходимости создавать «лишние» рабочие места. Какой бы большой ни была сеть торговых автоматов, нужно оптимальное количество работников. Как мы уже писали, в США, в качестве работников часто выступают родственники владельцев сети. И это неспроста – работа с наличными деньгами требует доверия и ответственности.
Требования к вендинг-оператору или работнику, обслуживающему сеть вендинг-машин. Прежде всего - это мобильность. Во-первых, необходимо наличие автомобиля: перевозить наполнитель, автоматы, быстро добираться до конкретной точки, менять свой маршрут. Во-вторых, быть постоянно на связи, для того, чтобы любая торговая точка могла дозвониться и сообщить о том, что кончился наполнитель, произошла поломка и т.д.
Деловые качества. Умение находить общий язык с владельцами (управляющими) торговых точек, чтобы мочь договорится об установке оборудования на взаимовыгодных условиях.
Инструкции для работников и торговых точек
В целях оптимизации работы вашего бизнеса, рационально использовать должностные инструкции для работников вендинг-сети. Это могут быть гласные или негласные инструкции. В названных инструкциях необходимо предусмотреть все возможные вопросы, нюансы работы с торговыми автоматами. Аналогичную (типовую) инструкцию необходимо разработать и для каждой конкретной торговой точки. В договоре с торговой точкой, можно сослаться на такую инструкцию.
Примерная инструкция для работника сети торговых автоматов:
1) Составить график и маршрут посещения (обслуживания) автоматов в конкретных торговых точках.
2) Снабдить торговые точки всеми необходимыми инструкциями по эксплуатации торговых автоматов. Пояснить принципы работы оборудования, особенности работы монетоприемного устройства.
3) Следить за внешним видом торговых автоматов. Поддерживать его в надлежащем состоянии. Ежемесячно, предварительно разобрав, промывать (с учетом специфики конкретной модели) детали торгового автомата слабым мыльным раствором. В случае необходимости смазать монетоприемник.
4) Следить за наполнением автоматов. В случае опустошения до 1/3, добавить наполнитель. Следить за правильностью установки торгового автомата в конкретной торговой точке, чистотой места установки; наличием информационных дисплеев о товаре; наличием инструкции для покупателей, рекламных вставок и т.д.
5) Снабжать торговые точки монетами для размена; сертификатами на наполнитель.
6) По первому звонку из торговой точки – решить возникший вопрос, в случае необходимости посетить торговую точку, решить проблему работоспособности торгового автомата.
7) При объезде торговых точек не забыть ключи от торговых автоматов, детали на замену, запас наполнителя, документы для торговой точки (акты инкассации, договора, акты приемки, счет-фактуры, накладные, доверенность и т.д.).
8) Вести график учета продаж в каждой конкретной торговой точке.
9) Немедленно извещать владельца сети торговых автоматов о фактах инкассации, передавать график продаж; информировать о всех внештатных ситуациях в торговых точках.
10) Придерживаться всех иных правил установки и эксплуатации торговых автоматов.
Примерная инструкция для торговой точки:
1) Поддерживать надлежащий внешний вид торгового автомата. По мере эксплуатации, но не реже раза в неделю, протирать поверхность автомата от пыли, отпечатков пальцев и т.д. Содержать место установки автомата в чистоте.
2) Осуществлять рамен денег для покупателей желающих совершить покупку через торговый автомат. В случае, если монеты для размена заканчиваются – известить владельца торгового автомата или его работника.
3) Извещать владельца торгового автомата (по телефону) о том, что наполнителя осталось менее половины, менее 1/3. Обратить внимание в случае внутреннего загрязнения автомата.
4) В случае «засорения» монетоприемника или иной любого простоя автомата – немедленно связаться с владельцем торгового автомата или его работниками.
5) Не перемещать торговый автомат с обговоренного места установки, следить за его устойчивостью. Не ставить в рабочее время торговой точки рядом с автоматом, мусорные баки, ведра и т.д. Следить, чтобы на автомат не попадала вода или иная жидкость.
6) Следить за безопасностью автомата в рабочее время торговой точки. Следить за тем, чтобы дети и иные покупатели не царапали поверхность автомата, не засовывали посторонних предметов в монетоприемное устройство. Немедленно сообщить о любых актах вандализма или нападения на автомат владельцу, в особых случаях – сообщить органам охраны правопорядка.
7) Обратить внимание на процесс покупки через торговый автомат, в случае, если один покупатель долгое время «крутит монетоприемник». По мере необходимости подойти – и убедиться в правильности эксплуатации монетоприемного устройства покупателем.
8) В случае закрытия торговой точки на внеочередные выходные или санитарный день – известить владельца торгового автомата.
9). Ни в коем случае не позволять посторонним людям открывать или инкассировать автомат. Это вправе делать только владелец торговой точки или его работник с оформлением всех документов. В случае сомнения компетенции работника – связаться с владельцем автомата.
10) Следить за тем, чтобы была видна информация, размещенная рядом с автоматом, или на автомате. В случае необходимости, объяснить покупателю как работает торговый автомат.
В случае возникновения каких-либо вопросов – связаться с владельцем автомата по телефону.
Обновление парка торговых автоматов
Мы уже писали о том, что со временем парк торговых автоматов, во-первых, изнашивается (у каждого автомата свой срок службы, свои условия работы), во-вторых, автомат «приедается» покупателям. С одной стороны у автомата складывается постоянная аудитория покупателей, с другой стороны - автомат уже не является той новинкой, которая бы привлекала все новых и новых покупателей.
Обновление парка автоматов – один из инструментов оптимизации работы вендинг-сети. Обновление позволит избежать как морального и физического старения автоматов («старые» модели можно попросту продавать на вторичном рынке, т.к. спрос на них весьма велик), так и повысить количество продаж/прибыль.
Такое обновление не предполагает единовременную замену всего парка автоматов, а скорее, рассчитано на точечную замену - аналогичным же образом, обновляется военная техника в вооруженных силах страны, - выборочно, с экономией времени и затрат.
Вендинг-оператор может пойти на обновление лучших точек, дабы еще более повысить интерес покупателей или же «оживить» средние торговые точки.
Обновление парка торговых автоматов – постоянный процесс. Сначала Вы покупаете модели подороже (например, для имиджевых торговых точек), какие-то автоматы потребуют ремонта и замены в виду физического износа.
Эффективное планирование обновления парка торговых автоматов – залог того, что вендинг-оператор всегда будет на несколько шагов впереди конкурентов и запросов покупателей.
Работающая вендинг-сеть – как инструмент для получения кредитов
Если у вас наблюдается нехватка личного капитала, но есть желание развиваться, можно использовать уже работающую вендинг-сеть для получения банковского кредита, использовав оборудование для залога или как пример для подтверждения ликвидности вашего бизнеса. Тем самым есть возможность за счет кредитных денежных средств, увеличивать размер сети. Как мы уже писали, при определенных формах работы (поставка) возможно вовлекать залоговые средства и увеличивать размер вендинг-сети.
23.06.2010