Как выбрать аудитора?
Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило бурными темпами. Что необходимо знать руководителю предприятия, главному бухгалтеру, решившим обратиться в аудиторскую фирму?
Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило бурными темпами. В то же время рост числа аттестованных аудиторов и лицензированных аудиторских фирм начал превышать увеличение спроса на аудиторские услуги. В результате сегодня наблюдаются интересные процессы в аудиторском сообществе: небольшие аудиторские фирмы и частнопрактикующие аудиторы не могут продлить свои лицензии, в результате чего теряют право заниматься аудиторской деятельностью. Другие компании для того, чтобы выжить, пытаются объединиться, или "продаться" более сильным аудиторским фирмам.
Аналогичная тенденция наблюдалась еще раньше в банковской сфере. Нынешний же социально-экономический кризис подобные процессы должен катализировать. Вполне вероятно, что через некоторое время из пяти тысяч действующих аудиторских фирм и трех тысяч частнопрактикующих аудиторов останется немногим более половины. Конечно, это не будет связано только лишь с усилившейся конкуренцией среди аудиторов. К сожалению, кризис больно ударил по всей экономике страны, что не замедлило отразиться на состоянии клиентской базы аудиторов. Если крупнейшие аудиторские фирмы объявили о сокращении персонала и заработной платы оставшимся сотрудникам, то что уже говорить о небольших компаниях, особенно региональных.
А что же делать клиентам, которые все же нуждаются в аудиторских и консультационных услугах? Многие из них вновь встанут перед проблемой выбора аудитора. Что необходимо знать руководителю предприятия, главному бухгалтеру, решившим обратиться в аудиторскую фирму?
Самое дорогое, что есть у аудитора, - это его репутация. Поэтому можно порекомендовать поинтересоваться у своих партнеров по бизнесу, друзей, уже сталкивавшихся с работой аудиторов, каковы результаты такой работы. Если ваши партнеры удовлетворены сотрудничеством со своим аудитором и рекомендуют вам с ним работать, то это будет главным (но не единственным) доводом для выбора. По опыту крупных аудиторских компаний, около двух третей клиентов приходят по рекомендациям, данным клиентами своим партнерам, а также благодаря личным знакомствам сотрудников фирмы с руководителями и бухгалтерами различных компаний.
Другой критерий - возможность аудиторской фирмы предоставлять целый комплекс услуг. Аудиторские проверки - важный, но не единственный элемент практики аудиторов. В крупных компаниях, например, они составляют немногим более половины в выручке от реализации услуг. Вторая часть - это консультации в области бухучета и налогообложения, юридические услуги, консалтинг в сфере международных налоговых отношений, оценка имущества, управленческое консультирование, услуги в сфере информационных технологий и многое другое. Способность аудитора предоставлять комплекс услуг снижает затраты предприятия на подобного рода услуги, так как, во-первых, снижается риск выбора некомпетентного консультанта ("своего аудитора мы уже хорошо знаем"), во-вторых, меньше времени надо на вхождение в курс дела, а время аудитора - это немалые деньги, в-третьих, не будет необходимости делиться конфиденциальной информацией с большим количеством аудиторов и консультантов.
Если вас удовлетворяет репутация аудитора и его способность оказывать и другие виды услуг, то остается третий вопрос: сколько это будет стоить? Представляется сомнительным обращение в фирмы, предлагающие "за рубль" провести аудиторскую проверку. А фирма, которая обладает всеми вышеперечисленными качествами, в любом случае недешева. Средние ставки крупнейших московских аудиторских компаний - от 50 до 150 долларов за час работы аудитора и от 100 до 250 долларов - за работу консультанта, в крупных региональных компаниях - в 2-3 раза ниже (вероятно, в условиях кризиса многие аудиторы пересмотрят свои ставки в сторону понижения). Такое различие объясняется многими факторами, в том числе б(льшими возможностями московских аудиторских фирм. В то же время наблюдается практика сотрудничества этих фирм с региональными, что позволяет оптимально сочетать цену и качество.
Итак, взвесив три основные требования к аудитору - репутация, широкий спектр услуг, цена - вы можете принимать окончательное решение.
Стоит сказать об эффекте от работы аудитора. Возможно, некоторые предприятия уже столкнулись с тем, что в итоге эти затраты не окупались, или, что еще хуже, в случае возникновения проблем с налоговыми органами аудитор снимал с себя всякую ответственность.
Эффект от работы хорошего аудитора всегда есть, даже если нет прямой экономии на налогах или предотвращенных штрафах. Дело в том, что зачастую один лишь факт подтверждения серьезной аудиторской фирмой с безупречной репутацией отчета компании может благотворно повлиять на принятие решения инвестором, партнерами по бизнесу, государственными органами.
Что же касается ответственности аудитора за свою работу, то, к сожалению, лишь небольшое число аудиторских компаний может реально в настоящее время компенсировать тот ущерб, который они могут нанести клиенту в результате ошибочного выражения мнения о достоверности отчетности (а именно за это несет ответственность аудитор).
Дело в том, что понятие "ответственность аудитора" очень нечетко сформулировано во Временных правилах аудиторской деятельности и других нормативных документах, в результате чего предъявить к недобросовестному аудитору какие-либо претензии затруднительно, чем последние иногда активно пользуются.
В итоге ответственность несут лишь "добровольцы", для которых честь - превыше всего. Естественно, что никаких активов даже самой крупной аудиторской фирмы не хватит, чтобы покрыть тот ущерб, который она, в силу различных обстоятельств, причинила какому-нибудь гиганту индустрии.
Во всем мире ответственность аудитора ограничена конкретной суммой, причем предусмотрено обязательное страхование, чего нет в России. Пока у нас страхуются те, кто может заплатить немалые деньги страховой компании (например, при лимите ответственности в 5 миллионов деноминированных рублей необходимо уплатить 70-80 тысяч рублей страховой премии), что естественным образом сказывается на расценках этих фирм. Здесь речь идет только о реальных договорах страхования, по которым в случае наступления страхового события страховая компания действительно выплатит деньги. Бывает, что некоторые страховщики и аудиторы договариваются о так называемом "рекламном" договоре страхования ответственности, по которому реально получить ничего нельзя, а можно лишь показывать клиентам аудиторской фирмы, что им не о чем беспокоиться, случись что - все застраховано на пятьдесят (сто, двести и т.д.) миллионов рублей. Величина страховой премии здесь на порядок ниже. Поэтому не надо стесняться просить аудитора предоставить договор и правила страхования.
Вопрос наличия лицензии на право осуществления аудиторской деятельности не поднимается в этой статье как сам собой разумеющийся. Хочется лишь обратить внимание на то, что у аудитора должно быть желание и, главное, возможность продлить действие лицензии, если срок ее выдачи подходит к концу.
Обобщая вышесказанное, хотелось бы порекомендовать руководителям предприятий, главным бухгалтерам организовывать тендеры на оказание аудиторских услуг, если все-таки сразу затруднительно выбрать аудитора. Конечно, на это потребуется некоторое время, денежные средства (объявления в средствах массовой информации - например, в журнале "Главбух", который читают все аудиторы), но ваши расходы окупятся сторицей, так как по результатам тендера можно выбрать фирму с наиболее оптимальным для вас сочетанием качества, цены и сроков выполнения работ.