На этой неделе состоялась презентация книги бывшего генерального директора IKEA в России Леннарта Дальгрена «Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а она - меня».
Еще не появившись на полках магазинов, книга вызвала большой интерес, ведь мало кто решается в открытую говорить правду о российском бизнесе и коррупции. И хотя топ-менеджер утверждает, что его книга не о менеджменте, а о встрече двух разных культур, в ходе встречи с журналистами он рассказал немало полезного именно для управленцев - об истинной цене взяток, особенностях управления персоналом и работы с поставщиками.
О парадоксальной России
Леннарт Дальгрен признается в любви к России, говорит, что полюбил ее почти так же сильно, как родную Швецию. Но временами он ненавидел ее настолько, насколько он вообще способен что-либо ненавидеть. По его словам, Россия для него - огромный парадокс. Поработав во многих странах, именно у нас он встретил самых лучших людей, каких когда-либо видел, ставших его настоящими друзьями, и самых худших - тех самых «людей в черном», разъезжающих на «мерседесах» и «джипах», и считающих, что у них больше прав, чем у остальных. Именно в России он столкнулся с худшими представителями власти, но, как ни странно, здесь же нашел и лучших. «Ни о России, ни о российской политике, ни о российских людях нельзя говорит обобщенно», - делает вывод он.
Леннарт Дальгрен о содействии властей
О цене вопроса
IKEA известна своей принципиальностью - недавно компания уволила двух топ-менеджеров за потакание коррупции в России. Они изгнаны, потому что закрыли глаза на то, что подрядчик собирается дать взятку. К чему такая принципиальность? Стоит ли из-за нее терять время и деньги? Леннарт Дальгрен уверен, что стоит.
«Можно долго обсуждать вопросы этики, говорить о том, что является взяткой, а что нет, в каких случаях это возможно, - говорит он. - Если мэр рекомендует вам иметь дело с определенной компанией, которая окажет те или иные услуги, считать ли это взяткой, коррупцией? Если мы не будем рассуждать, что этично, а что нет, а поговорим о том, как лучше всего использовать имеющиеся ресурсы, я бы сказал, что, наверное, на начальном этапе можно сэкономить какое-то время, давая взятки. Но в долгосрочной перспективе вы проигрываете. Даже если забыть об этике, и спросить себя, будет ли дешевле платить взятки, все-таки ответ отрицательный. Я часто об этом думал. И, конечно, нам время от времени намекали - более прямо или косвенно - предлагали дать взятку, но я знал, что стоит сделать это один раз, об этом сразу станет всем известно. Все будут знать, что к вам можно с этим подступиться, и все уже будут от вас этого ждать. Это будет только разрастаться, и вы окажетесь в ловушке».
Леннарт Дальгрен о взятках
В качестве доказательства Дальгрен рассказывает о том, как перевез свою семью в Москву как раз в августе 1998 года, когда случился дефолт. Очень многие иностранные компании спешно сворачивали бизнесы и покидали Россию. Одна очень крупная компания как раз тогда тоже объявила об уходе с российского рынка, в качестве главной причины назвав ухудшившиеся экономические условия. Дальгрену удалось пообщаться с менеджерами этой компании, и они были откровенны. Они признались, что угодили в коррупционную ловушку. Аппетиты чиновников все росли, у компании не было шансов выжить. «Конечно, это был урок для меня, - признается он. - Я всегда говорил своим подчиненным, что даже если кажется, что в этот раз обойдется, в этот раз можно дать взятку, никогда этого не делайте, потому что в итоге это обойдется вам гораздо дороже».
Об управлении персоналом
До приезда в Россию Леннарт Дальгрен много общался с другими топ-менеджерами, работавшими здесь. И они постоянно жаловались, что в России невозможно найти нормальных людей, которые будут хорошо работать. Теперь он комментирует эти жалобы так: «Я не работал в Америке, но общался с людьми из нашей компании в этой стране, и там существует такая поговорка: «Если вы будете обращаться с нами, как с ослами, и платить нам, как ослам, то мы и будем вести себя как ослы».
В свое время он занимал должность руководителя глобальной кадровой службы IKEA, но теперь со всей ответственностью утверждает, что самая лучшая команда, с которой ему когда-либо доводилось работать, была у него именно в России. Его первые российские сотрудники не обладали опытом. Сегодня они успешные менеджеры. Но когда они, вчерашние студенты, были вынуждены сами нанимать персонал для первого магазина, Дальгрен дал им дельный совет, который в итоге сработал, и который стоит взять на вооружение: «Ты будешь проводить на работе третью часть своей жизни. Важно, чтобы тебе было легко и приятно работать с окружающими тебя людьми. Спроси себя, хочешь ли ты работать с этим человеком? Если да, бери его, если сомневаешься - не бери!»
Отдельное восхищение у Леннарта Дальгрена вызывают российские женщины. И восхищает его в отличие от многих других иностранцев не только красота, но и профессионализм и работоспособность. «Это потрясающие личности, - говорит он. - Женщина в России занимается абсолютно всем, она заботится о своих детях, муже, своих родителях, родителях мужа. Когда люди из других компаний спрашивают меня, как начинать бизнес в России, я им всегда говорю: «Нанимайте женщин».
О работе с поставщиками
Когда IKEA приняла решение о выходе на российский рынок, было также решено производить товары на ее территории. Во-первых, на тот момент в России были очень высокие импортные пошлины на мебель. Во-вторых, Ингвар Кампрад, основатель компании, настаивал на том, что продавать продукцию IKEA в России очень важно, но еще важнее приобретать в России то, что потом можно будет продавать во всех других странах.
«Мы очень долго сражались с российской промышленностью, - признается Леннарт Дальгрен. - Некоторые полагают, что товары, сделанные в России, низкого качества. На самом деле это не так. Мы обнаружили, что если настаивать на своем, отправлять обратно некачественные партии, то российская промышленность адаптируется, и качество улучшается. В среднем качество товаров IKEA, произведенных в России, выше, чем в мире. И на сегодняшний день около 30% в стоимостном объеме тех товаров, которые продаются в магазинах IKEA в России, произведены в России. Это дерево, текстиль, стекло».
О будущем России
Леннарт Дальгрен говорит, что нет большего оптимиста по поводу будущего России, чем он. Наша страна богата природными ресурсами. «А еще у вас есть российские женщины! - добавляет он. - Все, что нужно, это заботиться о стране, избавиться от горе-руководителей, которые работают не на благо страны, а на собственный карман».
По его мнению, необходимо набраться терпения и дать России шанс изменить направление развития. Она очень долго двигалась одним курсом и не может в один момент развернуться на 180 градусов. Когда начнутся настоящие перемены к лучшему? Когда люди, воспитанные в старой системе, отойдут от дел, и к власти придут те, кто сейчас молод. «Надо ждать смены поколений», - уверен он.
Читайте по теме: