Как не попасть в ловушку под кризис
Одна из угроз для предпринимателей - контрагенты, которые могут использовать кризис к своей выгоде. Совет экспертов - четко прописывать в договорах штрафные санкции.
«Есть такое сейчас выражение, оно уже гуляет в народе, - «косить под кризис». Например, вы кому-то должны деньги, вы ему говорите: ну понимаешь, сейчас кризис, я тебе не могу сейчас заплатить, вот как только со мной расплатятся, я тебе заплачу», - рассказывает Сергей Осутин, председатель совета директоров консалтинговой группы «О.С. В.».
Получить кредит стоит 22%. А если не заплатить, и если в договоре нет хороших штрафных санкций, то суд будет считать долг по ставке рефинансирования - 10,5%. Вывод: если я у вас взял какой-то кредит и не заплатил, то я пользуюсь кредитом под 10,5%. И вы еще вынуждены будете на контрагента в суд подать - и через полгода он вам, конечно, деньги отдаст».
Поэтому, по мнению экспертов, преодолевать кризис можно одним путем - в договоры вставлять серьезные штрафные санкции. В принципе, косить под кризис могут все. Конечно, постоянные партнеры так делать не будут. А если это какая-то временная закупка, временный поставщик, т.е. не постоянный клиент, то недAобросовестные контрагенты могут воспользоваться этим. В этом случае цена денег получается в 2 раза дешевле, чем цена банковского кредита.
В Арбитражном суде уже появились первые иски такого рода, когда должники не отдают долг, контрагент обращается в суд и по ходу разбирательства судьи понимают, что это сделано намеренно.