Алгоритм предпродажной подготовки бизнеса
Без грамотной подготовки бизнеса к продаже достичь справедливой цены довольно проблематично. Именно на начальном этапе закладываются основы будущего успеха, и пренебрежение основными принципами проведения подготовительных процедур может в итоге сделать объект непродаваемым.
Тому, кто хоть раз в жизни занимался продажей собственного автомобиля, хорошо известно, что для получения желаемой цены одного наведения внешнего лоска недостаточно. Необходима замена изношенных узлов и агрегатов, регулировки, зачастую приведение в порядок документов. Для определения цены требуется изучение предложений о продаже автомобилей той же марки и с тем же пробегом. Естественно, что затраты на приведение «железного коня» в порядок себя оправдают. Похожие мероприятия проводятся и при предпродажной подготовке бизнеса.
Приступая к предпродажной подготовке, необходимо определиться с составом бизнеса, выставляемого на продажу: какие юридические лица, движимое и недвижимое имущество, оборотные средства и «неосязаемые» активы будут предлагаться к продаже. Для повышения инвестиционной привлекательности объекта лучше заранее побеспокоиться о проведении инвентаризации, сверки кредиторской и дебиторской задолженности, погасить просроченные долги и избавиться от неликвидов. Активы, не участвующие в производственном процессе, лучше исключить из состава бизнеса. Максимальную цену можно получить, передав компанию вместе со всем персоналом, полной клиентской базой, наработанными связями с поставщиками.
Далее алгоритм предпродажной подготовки строится следующим образом:
1. Юридическая экспертиза. Очень важный этап предпродажной подготовки, иногда определяющий саму возможность отчуждения бизнеса. На этом этапе проводится аудит всех имеющихся документов, касающихся правовых основ деятельности компании: наличие учредительных, правоустанавливающих и разрешительных документов, выявление отсутствующих бумаг и разработка возможных схем продажи бизнеса. Если компания существует довольно долго, то потребуются и "древние" документы: старые выписки из госреестра юридических лиц, справка об оплате уставного капитала, письмо Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) о регистрации выпуска акций (для ЗАО), протоколы общих собраний, договоры уступки долей.
Если какие-либо бумаги не сохранились, их надо восстанавливать. Также необходимо привести в порядок документы, касающиеся повседневной деятельности компании. Если вы привыкли договариваться с представителями органов санитарного и пожарного надзора, то для передачи бизнеса новому владельцу обязательно потребуются их письменные согласования и разрешения. К договору аренды офисного или производственного помещения обязательно должна быть приложена копия свидетельства о праве собственности арендодателя на сдаваемые помещения.
Еще одной проблемой могут стать сведения об учредителях и генеральном директоре компании. Часто бывает, что общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано на номинального учредителя (например, если покупалась готовая фирма). Хорошо, когда это подставное лицо доступно и вы сможете предъявить его нотариусу и налоговикам. В противном случае вы не сможете продать бизнес путем переуступки доли в обществе и обеспечить значительную экономию на налогах.
2. Определение стоимости компании. Качественная рыночная оценка, в отличие от бухгалтерской, учитывает не только производственные затраты, а в обязательном порядке принимает во внимание положение предприятия на рынке, время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности построения бизнеса. Имеются довольно сложные формулы и механизмы расчёта стоимости действующего бизнеса. В целях продажи бизнес оценивается исключительно при существующем использовании, т.е. тех доходов, которые он приносит на момент реализации, тех технологий и связей, которые позволяют получать эти доходы. В связи с тем, что оценка действующего бизнеса требует, кроме знания методов и формул, большого опыта и наличия баз данных, лучше поручить это непростое дело специалисту.
3. Разработка стратегии продажи. Для достижения справедливой цены желательно искать покупателя, «подходящего по всем статьям», а это довольно трудная задача. Специалисты выделяют четыре основные группы покупателей малого и среднего бизнеса, отличающиеся друг от друга по требованиям к состоянию бизнеса, его составу, цене, условиям сделки, сохранению персонала и т. п. Поэтому необходимо нарисовать так называемый «портрет потенциального покупателя»: это частный инвестор или инвестиционный фонд, отраслевой конкурент или стратегический партнёр, бизнес-ангел или «поглотитель» - и на основании этого разработать стратегию действий. В дальнейшем в стратегию могут вноситься коррективы, однако она обязательно должна быть если не на бумаге, то как минимум в голове у продавца (консультанта).
4. Разработка плана коммуникационной кампании, направленной на привлечение потенциальных покупателей. На этом этапе планируются мероприятия по продвижению предложения о продаже. В связи с тем, что действующий бизнес представляет собой живой механизм, необходимо предусмотреть меры по сохранении конфиденциальности. Иногда известие о продаже компании может повлиять на уход ключевых сотрудников или контрагентов. В зависимости от выбранной стратегии коммуникационная кампания может быть направлена как на массированный выброс на рынок предложения о продаже или на продажу «из-под полы», так и на поэтапную смену приоритетов в зависимости от ситуации.
5. Заключительным этапом должно стать составление презентационных материалов, необходимых для представления бизнеса потенциальному покупателю. В большинстве случаев готовится документ, называемый инвестиционным (информационным) меморандумом. В зависимости от выбранной стратегии меморандум может содержать как подробное описание объекта, включая фотографии, так и представлять информацию в дозированном, сжатом виде. Если среди потенциальных покупателей числятся крупные компании или инвестиционные фонды, то для них надо подготовить краткое предложение (бриф) и презентацию в электронном виде.
Поскольку успех сделки закладывается именно на этапе предпродажной подготовки, относиться к этой процедуре надо с особой серьёзностью. Конечно, владелец может заняться этими вопросами сам или вдвоём с юристом, но тогда надо забросить остальные дела, поскольку тщательная подготовка бизнеса к продаже отнимает много времени и сил. Для достижения наилучшего результата всё-таки лучше обратиться к специалистам.
---
Источник: