Интернет-магазин: что действительно важно?
Артем КУЧИН, |
Что имеет значение для посетителя ИМ?
Если вы торгуете не эксклюзивом или очень дорогим штучным товаром, то для ваших покупателей играет роль:
• цена товара,
• информация о нем,
• удобство пользования сайтом.
Что, наоборот, является лишним и ненужным?
На протяжении более чем десяти лет разработок каждый раз подтверждалось, что точно не окупятся чрезмерные дизайнерские изыски и суперэксклюзивный дизайн. Не окупается фокус-группа, тестирующая удобство сайта. Интеллектуальные поиски оригинальной навигации, представления товара и его заказа обернутся убытками. Постановка дизайнеру задачи в виде «сделайте так, чтобы было не как у всех, и чтобы дух захватывало» чревата конфликтами, увеличивает срок и стоимость разработки и дает нулевой экономический результат в будущем.
Над чем нужно думать владельцу интернет-магазина?
Когда вы продаете хороший товар по хорошей цене и даете о нем полную информацию, то его купят. Даже если ваш сайт – просто белая страница без дизайна с информацией о товаре, сведениями о вашей компании и простой формой заказа. Из этого следует главный вывод – владельцу интернет-магазина надо сконцентрироваться на действительно важных областях. Это:
• сбор и ввод информации о товаре,
• обработка заказов внутри компании,
• поддержка цен на конкурентном уровне,
• поиск форм продвижения магазина.
Все остальное – второстепенно и может влиять на объем продаж как положительно, так и отрицательно.
Каким должен быть дизайн ИМ?
Следует избегать чрезмерной яркости, анимации и всего того, что отвлекает от товара или занимает драгоценное место на экране. Лучше показать товар крупнее или разместить большее количество товаров на странице. Не требуйте и не принимайте дизайн с большой шапкой. Не требуйте обвешивать все баннерами. Рекламные баннеры целесообразно размещать там, где еще нет конкретного товара, акции – только на первой странице, в товаре, группе товаров, к которым акция относится.
Как должна подаваться информация на сайте?
При разработке каталога и системы заказа просто необходимо придерживаться тех же принципов, которые уже приняты в интернет-магазинах в вашей области продаж.
Мы не рекомендуем использовать технологии, которые исключают возможность дать ссылку на конкретную страницу или открыть ее в новом окне. Пользователю нужна возможность дать ссылку на то, что он смотрит.
Если у вас много схожих товаров, нужно сделать функцию их сравнения. Это облегчит процесс выбора и ускорит принятие решения о покупке. На сайте должна быть полная и точная информация и возможность отбора товара с использованием этой информации (параметрический поиск). Это сложно, так как потребует от заказчика (именно от вас, а не от изготовителя сайта) сбора нужной информации, систематизации, понимания того, как покупатель хочет ею пользоваться.
Как повысить доверие к сайту?
На сайте обязательно должны быть указаны адрес и телефоны офиса, юридическая информация, банковские реквизиты, описание компании. Покупателей интересуют условия оплаты, гарантийное обслуживание или возможность вернуть товар.
Для повышения доверия можно создать раздел обратной связи и публиковать все отзывы (включая негативные) со своими комментариями. Это даст понять посетителю, что, во-первых, вы реально существуете и живете, и, во-вторых, что вы – честная компания.
Четко формулируйте условия оплаты и доставки. Не допускайте фраз «доставка от 200 до 400 рублей в зависимости от веса и расстояния», которые вызывают раздражение потенциального покупателя.
Нужно ли указывать цены?
Безусловно, покупателю нужны цены. Сайт с ценами в конечном итоге даст больше покупателей, чем тот, где цены надо выяснять по звонку или после регистрации. Это не всегда подходит для оптовиков, однако для них у нас есть хитрые и относительно удобные решения, которые подбираются индивидуально.
К сожалению, существует много сайтов-магазинов и каталогов, где цены не указаны вообще или как-то завуалированы. Если вы настолько боитесь конкуренции, то лучше и не начинайте свое дело. Покупателю нужны цены. Сайт с ценами в конечном итоге даст больше покупателей, чем тот, где цены надо выяснять по звонку или после регистрации. Для оптовиков есть хитрые, но относительно удобные решения, которые подбираются индивидуально.
Однако, все вышесказанное может не работать. Бывает, что все сделано хорошо и посещаемость большая, но покупателей нет. Обычно это происходит из-за неконкурентных цен или условий доставки, гарантии. Посетители используют возможности сайта для подбора товара, а выбранный товар потом ищут в других местах и заказывают там по значительно меньшей цене. Чтобы такого не происходило, думайте о бизнесе, а не о сайте. На страницах товара можно сделать возможность обсуждения этого товара и следить, что там пишут люди. Можно сделать кнопку «хочу дешевле» или «слишком дорого». Фактически, в этом случае посетители будут за вас проводить исследование рынка. Если вы готовы делать скидки на определенные товары, то дайте знать об этом посетителям сайта. Подумайте о неценовой конкуренции. Хороший сайт (хороший, значит удобный и наполненный информацией) уже является фактором неценовой конкуренции. Подумайте, что еще вы можете предложить покупателю: подарки, расширенную гарантию, время на тестирование с возможностью возврата, разные способы доставки, установку, консультации специалистов. Думайте, это – ваша работа.
Как обеспечить продвижение?
Отдельная тема – это продвижение таких сайтов. Надо понимать, что если вы сделали сайт, пусть даже очень-очень хороший, пока о нем никто не знает, у вас не будет продаж. Т.е. вы будете терять время и деньги. Если вы ничего не предпримите, то только через пару месяцев поисковые системы проиндексируют ваш магазин, и, может быть, вы получите какой-то приток посетителей, что в текущей конкурентной обстановке затруднительно. Поэтому, чтобы не терять время, сразу после запуска сайта размещайте контекстную рекламу, ставьте баннеры на порталы по теме ваших товаров, ищите форумы, где есть ваши потенциальные покупатели и общайтесь с ними по интересным им (не вам) темам, ненавязчиво предлагая свой товар. Если есть человеческие ресурсы, то пишите обзоры, делайте тесты ваших товаров, снимайте видео примеров использования и обзоров и размещайте на сайте. Это очень хороший ход, так как люди сами начнут ставить на вас ссылки в форумах, блогах, на своих сайтах, т.е. заниматься продвижением вашего сайта за вас. Последнее предложение окупается не быстро, но если вы собираетесь быть на рынке хотя бы пять лет, то стоит начать этим заниматься.
Еще хотелось бы дать два общих совета. Затраты на непосредственное создание сайта на самом деле представляют малую долю от того, что вам надо будет вложить в рекламу, продвижение, наполнение и бизнес-процессы. Не стоит гнаться за сверхдешевизной при заказе сайта. Наоборот, в ваших же интересах найти профессионалов, которые знают, что делают, могут сопровождать и развивать сайт под потребности вашего бизнеса, а также экономически заинтересованы в своей работе (т.е. мотивированы финансово и самим результатом работы). Здесь мы имеем преимущество не только в том, что уже сделали десятки Интернет-магазинов, но и в том, что сами занимаемся Интернет-торговлей. Второй совет прост: дайте работать профессионалам. Вы заказали сайт людям, которые этим зарабатывают свой хлеб, так доверяйте им. Вы же не говорите, как и что правильно делать дантисту, парикмахеру или установщику кондиционера. Думайте о своем бизнесе, о потребностях клиентов, а о сайте будут думать профессионалы.
Есть ли другие секреты?
Есть, и немало. Здесь я попытался очень кратко рассказать только об основных особенностях создания интернет-магазинов и каталогов. Существует множество мелочей и финансово-маркетинговых аспектов, о которых можно писать научные труды. У каждого типа сайта есть свои особенности, которые могут сделать сайт эффективным. Если хотите, чтобы в вашем интернет-магазине все было как надо, то обращайтесь к профессионалам, например, к нам.
Ещё по теме:
- Как организовать собственный интернет-магазин. План действий.
- Структура бизнес-план интернет магазина
- Составлен рейтинг наиболее посещаемых интернет-магазинов
- Обсуждение на форуме Сертификаты для интернет магазинов
- Интернет-торговля не заметила кризиса: рынок восстановится уже в 2010 году
- Интернет–магазин продает услуги почти даром
- Онлайн-покупки: плюсы и минусы
- Интернет-магазины взорвут потребительский рынок
- Таможня пустила в Россию иностранные интернет-магазины
21.06.2010