Как предоставлять скидки, чтобы не жалеть о последствиях?
Скидки могут быть не только приятными, но и опасными! Неудачно сформулированное условие договора может навредить как получателю скидки, так и продавцу. Как найти компромисс между коммерческими интересами и налоговой безопасностью компании?
Информационный партнер ИАА «Bishelp» газета «Учет. Налоги. Право» оценила по пятибалльной системе налоговые последствия популярных договорных формулировок, призванных поощрить покупателя к закупкам («пятерка»– налоговых проблем нет, «двойка»– крайне невыгодный с точки зрения налогов для обеих сторон вид скидки). Сразу скажем, что на оценку повлияли недавно обнародованные требования Минфина, которые резко снижают привлекательность некоторых видов скидки.
5 БАЛЛОВ
Снижение цены на текущие или будущие расходы на текущие или будущие поставки
В договоре записано: если товарооборот в течение определенного периода достигает столько-то рублей, то на все поставки сверх указанного объема покупателю предоставляется скидка путем снижения цены на столько-то процентов.
Это наиболее простой и беспроблемный вид скидок. На момент реализации товара уже извест- на окончательная цена (с учетом скидки), которая и будет фигурировать в документах. Главное не указывать отдельно первоначальную цену товара и отдельно – сумму скидки на поставку. Иначе скидка превратится в уменьшение дебиторской задолженности, работать с которой сложнее (см. ниже). При снижении цены продавец исчисляет налог на прибыль и НДС с уменьшенной стоимости, покупатель приходует товар и заявляет вычет по НДС с этой же суммы.
4 БАЛЛА
Скидка в виде уменьшения задолженности или денежная премия
В договоре записано: если товарооборот в течение определенного периода достигает столько-то рублей, то покупателю предоставляется скидка в виде уменьшения задолженности в размере столько-то процентов от суммы поставок, произведенных за данный период. Аналогичная формулировка используется, если покупателю обещают денежную премию.
В Налоговом кодексе четко сказано, что продавец отражает суммы таких скидок или премий в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). А покупатель – в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 14.11.05 №03-03-04/1/354).
Специалисты ФНС России пояснили, что скидку нужно признавать в расходах на дату ее предоставления, а премию – на дату выплаты. Правда, с последним можно и поспорить: датой признания прочих внереализационных расходов является дата расчетов только если это предусмотрено договором (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). В противном случае расход признается либо на дату предъявления документов для расчета, либо на последний день отчетного (налогового) периода.
Сумма скидки или премии не изменит НДС с произведенных поставок (письма Минфина России от 20.12.06 № 03-03-04/1/847, от 28.09.06 № 03-04-11/182). Получается, что этот вариант более выгоден
покупателю, чем предыдущий, поскольку он не снижает сумму вычета НДС, как это происходит при корректировке цены. Но в проигрыше продавец: он не может уменьшить налог, подлежащий уплате в бюджет.
3 БАЛЛА
Снижение цены относится к поставкам за прошлые периоды
В договоре записано: если товарооборот в течение определенного периода достигает стольких-то рублей, то на весь объем поставок, произведенных в течение этого периода, покупателю предоставляется скидка путем снижения цены на столько-то процентов. Перерасчет производится в периоде достижения указанного предела.
По своим налоговым последствиям неудобный для обеих сторон вид скидки, а для покупателя – так просто невыгодный.
Проблемы продавца. Подобная формулировка в договоре заставит продавца внести изменения в отгрузочные документы, а также в счета-фактуры (как в свой экземпляр, так и в экземпляр покупателя). Старую цену зачеркивают и указывают новую (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ, п. 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). Заметим, что отрицательные счета-фактуры чиновники выставлять запрещают (письмо Минфина России от 21.03.06 № 03-04-09/05). При таком виде скидки у продавца снижается выручка, следовательно, образуются переплаты по налогу на прибыль и НДС. Для зачета этих сумм подают уточненные декларации (письма Минфина России от 15.09.05 №03-03-04/1/190, ФНС России
от 25.01.05 № 02-1-08/8@).
Проблемы покупателя. В первоначальный счет-фактуру, по которому уже был предъявлен вычет, вносятся изменения. Понятно, что это означает немало дополнительной работы для финансовой службы покупателя, а главное – доплату налогов. В периоде предъявления вычета надо оформить дополнительный лист к книге покупок, в котором первоначальный счет- фактура аннулируется, а вычет НДС восстанавливается (п. 7 Правил, утвержденных постановлением №914). А в периоде
предоставления скидки необходимо зарегистрировать исправленный счет-фактуру – тем самым заявляется вычет НДС по этому документу. Поскольку в периоде отгрузки НДС был восстановлен, то, по мнению чиновников, компания должна заплатить пени (письмо ФНС России от 30.08.07 № ШС-6-03/688@ «О направлении копии письма Минфина России от 26.07.07 № 03-07-15/112»). В довершение всех этих корректировок придется подать за прошлый период «уточненку» по НДС, а также уплатить недоимку в сумме налога с полученной скидки. В налоговом учете тоже произойдут изменения. Первоначальная стоимость активов изменится, следовательно, придется корректировать сумму расхода, снижающего налогооблагаемую прибыль. Причем компания должна будет подать «уточненку» не только за период, в котором были использованы товары, но и за последующие периоды в этом же календарном году, чтобы уточнить суммы авансовых платежей. Возникает недоимка по налогу на прибыль, следовательно, придется заплатить в бюджет и сумму задолженности, и пени.
2 БАЛЛА
Бесплатная дополнительная поставка
В договоре записано: если товарооборот в течение определенного периода достигает столько-то руб-лей, то покупатель имеет право на получение товара любогоассортимента на сумму в размере столько-то процентов от объема поставок за год.
Чиновники трактуют нормы кодекса так, что этот вид поощре-ния покупателя превращается в самый невыгодный с точки зрения налоговой нагрузки. Причем для обеих сторон.
Проблемы продавца. Передача бесплатного товара, по сути, та же премия, только в натуральной форме. Поэтому, казалось бы, стоимость товара продавец может учесть в расходах на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Однако Минфин России в письме от 19.01.06 № 03-03-04/1/44 пришел к выводу, что в подобной ситуации товар передается безвозмездно. Следовательно, его стоимость не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). Заметим, что передача бонусного товара облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Проблемы покупателя. Стоимость безвозмездно полученного товара включается у покупателя в состав внереализованных доходов на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ. При этом сумма дохода должна исчисляться исходя из рыночной стоимости актива, определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ. Но при дальнейшем использовании такого товара налогоплательщик не сможет без споров с проверяющими уменьшить налогооблагаемую прибыль на рыночную стоимость данного товара (письмо Минфина России от 19.01.06 №03-03-04/1/44). При этом никаких оснований для вычета НДС, как разъясняют чиновники, у покупателя не возникает (письмо Минфина России от 21.03.06 № 03-04-11/60). Как видим, проблем немало. Если есть возможность, лучше формат поощрения изменить: например, предусмотреть денежную премию, на которую покупатель может приобрести дополнительный товар.
Информационный партнер ИАА Bishelp, Газета Учет. Налоги. Право - Северо-Запад