«Мужчина» и «женщина» как стиль бизнеса
К счастью, в современной России выражения типа «женщина, твое место на кухне» уже давно неактуальны
Немного статистики
Сегодня женщины активно и успешно участвуют в тех сферах деловой жизни, в которых еще совсем недавно традиционно «фигурировали» только мужчины.
И эта тенденция только нарастает. Судя по результатам проведенных исследований, в России наблюдается явно увеличение числа предпринимателей среди женщин: по статистике стать «бизнесменом» решаются почти 23 процента представительниц прекрасного пола (для сравнения, среди мужчин этот показатель ниже - всего 18 процентов).
И это далеко не весь потенциал! О собственном деле мечтают почти 36 процентов россиянок. Эти цифры говорят о том, что определенная часть женского населения проявляет все большее стремление к предпринимательской деятельности, готова пойти на риск, преодолевать трудности и т.д.
Это значит, что на поле, где основными игроками привычно считались мужчины, появились новые, проактивные игроки в лице женщин, которые невольно стали привносить в сложившуюся систему свои правила, свое видение и стиль, поскольку перестали вписываться в «мужские» стереотипы.
Новые роли
Такая смена декораций и перераспределение ролей в обществе предполагает определенные трудности для всех участников, но особенно для женщин, так как именно им приходится следовать уже установленным «правилам» и одновременно пытаться продвигать или «защищать» свои убеждения.
По усредненной статистике (по развитым западным странам) на вопрос Что больше всего мешает Вашему продвижению в работе или в бизнесе?» большинство женщин дает два ответа, один из которых — «коммуникация». Второй проблемой женщины называют обеспечение баланса между работой и семьей.
На самом деле, опрашиваемые женщины только подтверждают результаты исследований, проведенные Стэнфордским институтом, которые выявили, что вклад эффективной коммуникации в достижение успеха в карьере или бизнесе по отношению к профессиональным навыкам составляет 87.5 %.
Мужской и женский стиль коммуникации
Что подразумевается под коммуникацией в деловом мире? Думаю, имеет смысл обозначить основные области или задачи, где коммуникация играет ключевую роль.
Прежде всего, это самопрезентация, формальная или неформальная презентация (информации, продукта, идеи и т.д.), беседы (с подчиненными, коллегами, партнерами или клиентами), нетворкинг, переговоры, руководство (то есть постоянное общение с сотрудниками) и т.д.
Суть проблемы в том, что часто то, что люди пытаются донести до других, не всегда доходит именно в том виде, в каком изначально предполагалось. Этому препятствует множество факторов, один из которых — различия в стилях общения между женщинами и мужчинами.
Информация
Согласно Ненси Кларк, эксперту по вопросам коммуникации, мужчинам свойственно начинать с главного, а уже затем конкретизировать и представлять детали. Они более склонны (и способны) быть целенаправленными и сфокусированными. Мужчины уверены, что наиболее правильный способ для анализа информации и принятия решений — это отсев всех (как им кажется) незначительных деталей и сосредоточение на основополагающих моментах. Это и есть их представление об общей/большой картинке.
Женщины, в свою очередь, более склонны к разноплановости и интегрированности. В противоположность мужчинам, они не понимают, как можно формировать представление о большой картинке вне контекста. Все нужно рассматривать в комплексе, так как существует множество переплетений и взаимосвязей.
Для того, чтобы качественно проанализировать информацию и , необходим всесторонний анализ и серьезный подход к деталям. Женщины абсолютно уверены, что контекст важен для понимания. Поэтому большинство женщин, перед тем как перейти к главному, обязательно расскажут вам об общей ситуации и введут в общий контекст. Вы, наверное, не раз замечали, что такой подход выводит мужчин из себя. И если в личной жизни к этому вопросу можно отнестись философски, то в деловом общении все гораздо жестче.
Статус и отношения
Когда мужчины общаются, они думают о том, как донести информацию и закрепить свой статус. Женщин же, кроме донесения информации, волнует установление человеческих отношений. Исследования показывают, что в случае успеха мужчины приписывают его себе, а в случае неудачи — внешним факторам.
Женщины же в случае неудачного опыта приписывают промах своим собственным упущениям, а в случае удачи склонны связывать ее с внешними факторами, такими как командная работа или удача.
Так как мужская гендерная культура является иерархической, то основная цель мужчин — обеспечить себе продвижение по карьерной лестнице. Это предполагает активное представление собственных достижений и сильных сторон. Женская же гендерная культура — эгалитарная, в которой принято преуменьшать свою роль в успехе.
Женщины рассматривают любую попытку выделить себя как противоречащую установлению контакта, взаимоотношений. «Если я лучше тебя, то это может изменить твое отношение ко мне!» — думают они. «А если мы на равных, то нам будет легче придти к win/win ситуации или консенсусу».
В следующем материале мы поговорим о том, чем отличается женский стиль управления от мужского.
20/12/2011