Олег Семёнов: Исповедь российского бизнеса
Профессиональный бизнес-консультант рассказывает о том, на что на самом деле стоит жаловаться российским предпринимателям
Провокационная статья венгерского блогера Андора Якаба
Как смотрят на это российские предприниматели? Вот точка зрения партнёра компании «2К Аудит — Деловые Консультации» Олега Семёнова*, который не понаслышке знает обо всех трудностях ведения бизнеса в России.
— Прочитал я исповедь венгерского бизнесмена и подумал: до чего же замечательное у нас государство, как оно заботится о начинающих бизнесменах и малом бизнесе! Взять хотя бы наши специальные налоговые режимы: хочешь — плати 6% с дохода, а хочешь — 15% с разницы между доходами и расходами. Если совсем повезет, и твоя деятельность будет подпадать под «вменёнку» (ЕНВД) — как, например, автосервис или розничная торговля, — так тогда вообще вместо налогов будут фиксированные платежи, причём довольно небольшие.
Да, при обычной системе налогообложения налог на прибыль у нас — 20% ( хотелось бы поменьше). Максимальная ставка НДС — 18%. Да и страховые взносы в пенсионный фонд и в фонд социального и медицинского страхования действительно немалые — 34% в сумме. (В этом месте бизнес должен тяжело вздохнуть и посмотреть в сторону стопки конвертов, знакомых большей части трудящего населения.) Зато налог на доходы физлиц у нас почти самый мизерный — 13%. Меньше бывает только в недобро поминаемых в последнее время оффшорах.
А региональные программы поддержки малого бизнеса? Тут и на старт-ап средства можно получить, и кредиты на льготных условиях, и компенсации некоторых расходов предусмотрены. В общем, только и делай, что бери деньги — а потом на них расти и развивайся! Да, с беременными женщинами у нас, конечно, ситуация такая же: их практически невозможно не уволить. Так ведь и хорошо. Нас и так всё меньше и меньше с каждым годом.
С работниками предпенсионного возраста в России полегче: их разрешено увольнять на общих основаниях. Да и в целом, так или иначе можно избавиться от любого не нужного тебе сотрудника — в отличие, например, от Финляндии, где с этим очень строго и уволить кого-то практически невозможно. У нас же трудовое законодательство позволяет многое; если, конечно, бизнесмен подумает об этом заранее или обратится к грамотному юристу.
С количеством нерабочих дней в России, наоборот, похуже. Отпуска у нас длиннее (28 дней), да еще и праздников немало: один Новый год может психологически неокрепшему предпринимателю испортить настроение очень надолго. А ведь ещё сезонность, ещё майские...
Проблемы коррупции — ну а где их нет? Это не только результат несовершенства законодательства, но и, к сожалению, натуры человеческой. Не государство же заставляет их мздоимствовать. А огрехи и несовершенства законодательства — это, действительно, наша проблема. Попробуйте, например, согласовать проект и получить разрешение на строительство. Это год кропотливой работы, как минимум! Несовершенство судебной системы, масса лишних проверок, куча поборов — таковы реалии нашего бизнеса!
Конечно же, любой бизнесмен стремится максимизировать прибыль. Выходит, что работать честно и заботиться о сотрудниках оказывается менее выгодно, чем не делать этого вообще. Но в этом и заключается социальная ответственность бизнеса перед обществом. Государство идеальным не бывает, как бы нам этого ни хотелось. Но потому предприниматель и называется так: он должен быть предприимчивым и находить выходы из сложных ситуаций.
Есть и другой вариант — работать по найму; но там свои проблемы и ничуть не меньшие. Кстати, мой венгерский коллега забыл упомянуть про инфляцию — ведь за 9 лет стоимость его квартиры возрастет! Вспомните, сколько у нас стоили квартиры лет десять назад?.. Так что, прежде чем открыть своё дело, нужно хорошо все взвесить и посчитать. Чтобы потом не жаловаться на государство.
* Олег Семёнов — партнёр, директор петербургского филиала «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл». Более 10 лет занимается консалтингом, т. е. помогает владельцам и управляющим бизнеса разобраться в хитросплетениях налогового законодательства и правильно подготовить финансовую отчётность.