В Петербурге придумали новый способ мошенничества с банковскими картами
На выходных я встретила в подъезде пенсионерку с шестого этажа Анну Петровну. Она горько рыдала: с банковской карточки, на которой хранилась «заначка», пропали последние пять тысяч рублей. Перед этим она получила СМС от банка, в котором сообщалось, что ее счет заблокирован по причине несанкционированного вторжения.
Перезвонив по указанному в сообщении номеру, старушка попала прямо в лапы мошенников. Этот новый вид «разводки» появился в Петербурге примерно месяц назад.
Дорогие кроссовки для старушек
Подобные СМС приходят многим горожанам. Даже начальник пресс-службы ГУВД Вячеслав Степченко признался, что недавно обнаружил такое же послание на экране своего мобильного телефона. Те, кто попродвинутее, на сообщения не реагируют. А пожилые люди, не разбирающиеся в тонкостях банковской системы, попадаются на «удочку».
Анна Петровна рассказала, что она немедленно перезвонила по указанному в СМС номеру. Мошенники представились службой безопасности банка.
- Вы Захарова Анна Петровна? - уточнили на том конце провода.
Бабушка подтвердила.
- А сколько денег у вас сейчас на счету?
- Пять тысяч.
- Все правильно, видим, что пять. Счет заблокировали потому, что вашей картой пытались оплатить покупку в интернет-магазине «Озон» кроссовок стоимостью 4 тысячи 700 рублей.
- Но я кроссовки не заказывала!
- Верим. Вот поэтому мы и заблокировали счет. Для его разблокирования вам нужно пойти к ближайшему банкомату, принимающему наличные, и перезвонить нам. Мы скажем, что делать. Только дойти нужно в течение часа, иначе покупка все-таки будет оплачена.
Бабушка быстро оделась и нашла банкомат. Перезвонила в «службу безопасности». Мошенники сообщили, что вставлять карту в аппарат ни в коем случае не надо. Нужно перевести наличные в количестве 1,5 тысяч на такой-то счет банка. Но у бабушки оказалось с собой лишь 200 рублей. Тогда ее попросили назвать ее код, написанный на оборотной стороне карты, якобы для того, чтоб продлить блокировку и не дать списать плату за кроссовки мошенникам. Простодушная старушка это сделала, а вечером лишилась всех своих сбережений.
Технология обмана
Как рассказали другие жертвы той же аферы, схема их одурачивания была примерно одинаковой. Человеку сообщают, что от его имени заказаны товары в интернет-магазине, оплату «взломщики» хотели сделать его картой, которую бдительная «служба безопасности» вовремя заблокировала. Сумма, на которую набрали товар неизвестные хакеры, оглашается не выше названной «клиентом» на его счету.
Дальше наивному пользователю карты настоятельно рекомендуют бежать к ближайшему банкомату. Потом перезвонить и получить дальнейшие указания. К сожалению, пожилые люди не задумываются над тем, что таких услуг настоящая служба безопасности банка предложить просто не может.
Шестидесятилетняя Любовь Федоровна, правда, высказала сомнения. Она спросила у мошенников, а не лучше ли пойти в отделение банка и заявление там написать? Но те «резонно» возразили: «Тогда ваши деньги будут искать и возвращать долго, с бумажной волокитой, а так — мы не допустим того, чтоб они ушли на оплату чужих покупок».
Побоявшись обивать пороги банка, пожилая женщина отправила мошенникам три тысячи рублей «за услуги», внеся наличные деньги на продиктованный ей счет в банкамоте, ведь чужих покупок у нее начиталось на 29 тысяч. Удивительно, что многих пострадавших не настораживала просьба ни в коем случае не пользоваться «заблокированной» картой. Это делается как раз для того, чтоб владелец карты не понял — на самом-то деле она в порядке.
Если «клиент» быстро не развелся на деньги, у него (как у Анны Петровны) стараются выпытать под предлогом того же разблокирования цифры, написанные на обороте карты. На самом деле это код безопасности, введя который в Интернете, можно заплатить по вашей карте за что угодно.
Деньги улетели в Израиль
Кроме этого кода, для интернет-покупки нужны ФИО владельца карты и его паспортные данные. Но свое имя и фамилию «клиент» обычно называет с самого начала, а паспортные данные можно легко установить по той же базе мобильных телефонов, пробив, на кого зарегистрирован номер, и сличив имя в базе с названными «клиентом» данными.
Так у Петра (которому, кстати, 45 лет) списали со счета около 20 тысяч, оплатив авиабилеты неизвестного ему мужчины. Петр написал заявление в милицию. При разбирательстве оказалось, что полетевший мужчина — гражданин Израиля. И разобраться с ним нет возможности. Это типичная «схема». Мошенники либо оплачивают какие-то товары (услуги), либо переводят их на другой счет. А вернуть украденное получается далеко не у всех.
Доказать то, что сумму снял не ты сам, даже при наличии заведенного уголовного дела, не так просто. Бывает, банковское расследование заходит в тупик, ведь если покупка сделана по Интернету — трудно установить «руку» водившего мышью. Разбирательство такого инцидента может длиться больше полугода, а деньги все «висят» и не возвращаются банком владельцу.
Как спастись
Мы обзвонили несколько крупных банков, чтобы спросить совета: как не поддаться на «чары» мошенников. И услышал шокирующее признание: в конце января - начале февраля в службы безопасности этих банков поступало по 3-4 звонка в день с просьбой проверить, заблокирована ли карта клиента и примерно такой же историей, как мы описали выше. Некоторых граждан служащие банка останавливали прямо у банкоматов, когда те уже собирались положить наличные на чужой счет.
Все представители служб безопасности банков дали один-единственный совет, как уберечь себя от ограбления. Ни в коем случае нельзя перезванивать, если в СМС-сообщении указан не тот номер телефона, что значится на обороте вашей пластиковой карты. Обычно реальные сообщения о блокировке карты подписываются фразой «такой-то банк». Мошенники же шлют просто «интернет-СМС-сообщение», поскольку названия вашего банка они изначально не знают.
Если же человек все же не распознал разводку и перезвонил, ему стоит напрячься, когда «служба безопасности» начинает выспрашивать номер банковской карты, сумму денег на счету и код на оборотной стороне карточки. Никому даже под пыткой нельзя называть заветных цифр. Ведь обычно, чтобы посмотреть счет клиента, настоящим банковским работникам требуется только его ФИО, год рождения и слово-пароль, которое было придумано, когда вы заводили карту. Остальное на экране служебного компьютера отражается автоматически.
Наталья ЧЕРНЫХ
16/02/2012