О поиске старших партнеров или наставников в бизнесе
Есть такое тяжкое заболевание, которому подвержены боящиеся брать ответственность на себя (= подростки, иногда вполне уже взрослые) – поиск наставника. Вроде как, живет в мире какой-то умный дядя, он все знает, и мне важно его найти, чтобы учиться у него… . И человек всю жизнь ищет.
Это еще один способ оправдаться перед собой за бездействие, и заглушить ту боль душевную,
Вы, наверное, встречали таких «юношей бледных со взором горящим», которые ищут наставников... Этим юношам обоих полов бывает от 14 до 60 лет.
Увы, таких учителей-наставников (= больших зеленых таблеток) в природе не бывает, но болезнь такая есть, и она лечится, и самолечение в данном случае возможно .
Как же отличить ситуацию, когда вам правда нужен учитель, от заболевания поиском наставника?..
Очень просто.
В ситуации, когда действительно требуется учитель, вы сразу конкретно отвечаете на следующие вопросы:
1. Какой НАВЫК я хочу освоить?..
2. Какие КРИТЕРИИ я буду использовать, чтобы понять, что я уже научился?
3. За какой СРОК я хочу это сделать?..
Итак, НАВЫК, КРИТЕРИИ, СРОК.
Например, последний раз мне требовался учитель, когда я осваивала навык вождения автомобиля, и я отвечала так:
1. Я хочу спокойно ездить на автомобиле по Москве (именно по Москве – потому что «не по Москве» я умею давно ), напрягаясь, и заставляя напрягаться окружающих не больше, чем когда я езжу на метро.
2. Я проеду нужный мне путь без посторонней помощи, без аварий, без создания аварийных ситуаций. Как только один раз так проеду: закончу учебу с инструктором, и дальше буду доучиваться сама.
3. Срок: неделя – две.
Если же человек отвечает на эти вопросы, например, так: «Я хочу научиться бизнесу!» - это болезнь. Этот человек ищет не возможности научиться, а повод, на который можно, если что, свалить свои неудачи. И в этом случае «если что» - обязательно наступит.
Во-первых, в такой постановке вопроса отсутствует НАВЫК, которому мы учимся.
Бизнес – это не один навык, а целый РЯД навыков. Причем, некоторые из этих навыков нужны в одном виде бизнеса, и бесполезны в другом. И если я владею 10% навыков предпринимателя, а про 90% даже не слышала – это еще не значит, что я не предприниматель.
Поэтому бизнесу научиться нельзя (нет таких людей, которые владеют 100% навыков, необходимых в 100% видов бизнеса), но можно научиться: считать баланс, вести переговоры, увольнять людей... - КОНКРЕТНЫМ НАВЫКАМ, а не бизнесу вообще.
Поэтому отвечая на этот вопрос, надо называть именно конкретный навык, а не область жизни, состоящую из ряда навыков.
Во-вторых, в такой постановке отсутствует КРИТЕРИЙ, по которому мы поймем, что научились.
Скажем, научился ли бизнесу Олег Тиньков?.. С одной стороны – да, он же бизнесмен. С другой стороны – нет, потому что Билл Гейтс круче. Так, стало быть, выходит, не научился?..
В-третьих, нет конкретного СРОКА.
Учиться бизнесу можно всю жизнь. А можно вообще не учиться, а просто делать его. И прекрасно получается .
И, конечно, когда речь идет о болезни, само слово «наставник» произносится не буднично, а с особым придыханием.
НЕ ТАК, как «мне нужен инструктор по вождению» или «бухгалтер, чтобы понять, что они там намутили в 2010 году с фондами».
Не учитель, не «объяснил бы кто», а ОН – гуру и наставник. Который возьмет за руку и выведет в новый мир. ОН – панацея. От НЕГО вообще все в жизни зависит. Если я его найду – я стану великим бизнесменом. Если нет – я вообще не смогу делать бизнес.
Это одна из форм снять с себя ответственность. Такая же, как чудозвонство, вроде «В стране нет демократии и свободы слова!»
Если мне нужен наставник, и я его не нашел, то проблема не во мне, а в том, что нет наставника.
А если мне нужен наставник, я его нашел, но у меня все равно не получилось – проблема не во мне, а в том, что наставник был плохой.
А если в стране нет демократии, виноват не я, а ОНИ.
У больных всегда виноваты ОНИ.
Так что, будьте здоровы и не болейте!
Гораздо приятнее, когда решительно все в вашей жизни зависит от вас, а не от «о-них» .
Людмила Лунькова