Ликбез по ЖКХ. Как не дать коммунальщикам себя обдурить? Советует юрист
Как отвечают новые правила на часто задаваемые читателями «АиФ» вопросы, объясняет Александр Инютин, заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы.
Боитесь, что ваш дом обесточат из-за соседа-неплательщика? Надоели чуть тёплые батареи? Получили квитанцию за услугу, которую уже оплатили? Оградить от подобных «радостей» должно новое постановление Правительства РФ № 124 от 14.02.2012, которым утверждены правила заключения договоров между управляющей компанией - УК (ТСЖ или ЖСК) - и организациями, доставляющими нам газ, свет, тепло, воду. В столице это в первую очередь «Мосгаз», «Мосэнерго», «МОЭК» и «Мосводоканал». И пусть мы ограничены в выборе поставщиков ресурсов, но в наших силах теперь заставить УК прописать при заключении договора все возможные внештатные ситуации и избавиться в будущем от нервотрёпки с «коммуналкой». То, как отвечают новые правила на часто задаваемые читателями «
Ставим условия
Кому выставить претензию за то, что батареи в квартире у меня часто бывают еле тёплыми?
- Новые правила предусматривают разделение «зон ответственности» между поставщиком ресурсов и той организацией, которая ведает коммуникациями в доме (УК, ТСЖ, ЖСК). Они должны, заключая договор, определить, чья территория с какого вентиля начинается. Например, если батареи не топят, потому что УК перекрыла кран в подвале, то несёт ответственность она. А если вода при подходе к дому была уже холодной, то это вина ресурсоснабжающей организации. Если тепло отсутствует больше четырёх часов (дома от +8 до +10 градусов), требуйте перерасчёта.
ТСЖ сейчас заключает договор на поставку в наш дом воды. Если вдруг прорвёт трубу, то кто будет заниматься устранением проблем?
- В правилах говорится, что договор между поставщиком ресурсов и УК не может быть заключён, если не будут оговорены так называемые «существенные условия». Существенные условия - это те пункты, которые обязательно должны присутствовать в документе. Их список приводится в новых правилах. И ваш вопрос - один из них. Стороны, заключающие договор, должны заранее договориться, кто будет выявлять и заниматься устранением подобных проблем.
К существенным условиям также относятся, например, показатели качества поставляемого ресурса (температура воды в батареях) и порядок оплаты.
Если сломался общедомовый прибор учёта, то кто будет его ремонтировать?
- По правилам ситуация со счётчиком должна быть заранее прописана в договоре - это тоже так называемое существенное условие, без которого документ не может быть заключён.
От нашей новостройки на заключение договора с «Мосводоканалом» подали заявки и ЖСК, и только что заработавшая управляющая компания. С кем же подпишут документ? В соседнем доме такая ситуация привела к тому, что людям выставили две платёжки!
- Бывает, что на управление домом претендуют несколько эксплуатирующих организаций и каждая обязывает жильцов оплачивать именно их квитанции. Новые правила пытаются защитить нас от произвола: если в ресурсоснабжающую организацию поступят две заявки от одного дома, то она должна выяснить: кому именно жильцы поручили исполнять свою волю - ЖСК или управляющей компании.
За соседа не в ответе
В новых правилах сказано, что поставщик ресурсов несёт ответственность за качество услуг. В чём эта ответственность выражается?
- При поставке услуги ненадлежащего качества или не в полном объёме обязательно должен быть произведён перерасчёт платежей. Так было и раньше, но теперь это в строгом порядке прописывается в договоре между поставщиком ресурса и УК (ТСЖ, ЖСК). Что же касается ответственности, наказания рублём, то жильцы, если им не произвели перерасчёт, могут либо в индивидуальном порядке требовать компенсацию в суде, либо делегировать свои полномочия представителям.
Должен ли поставщик ресурсов предупреждать жителей и УК о задолженности, внезапном изменении цен на свои услуги или тарифов?
- Конечно, должен - и обязательно в письменном виде. Кому, как не поставщику ресурса, лучше знать, кто и сколько ему недоплатил и за какой период? Особенно если жильцы платят напрямую ресурсоснабжающей организации, минуя ТСЖ или ЖСК.
Какого размера должен быть общий долг, чтобы во всём доме отключили воду, свет или газ?
- По правилам ресурсоснабжающая организация может разорвать договор при наличии у многоквартирного дома задолженности за три месяца.
Но может ли поставщик, к примеру, электричества из-за одного неплательщика обесточить многоквартирный дом?
- Все жители дома никак не могут быть должниками, наверняка найдутся те, кто платит исправно и в срок! Новые правила запрещают лишать добросовестных плательщиков ресурса. А раз так, то дом целиком без света никто не оставит, а вот конкретного должника при наличии специального оборудования - легко!
Электричество - не колбаса
В нашей новостройке уже есть управляющая компания, но до сих пор не подключена вода. Указаны ли в новых правилах сроки по заключению договоров с поставщиками ресурсов?
- Да, а раньше их не было, и люди могли ждать месяцами! По новым правилам ваша УК должна направить в «Мосводоканал» заявку на поставку воды не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, то есть того самого, который вы и все остальные собственники заключили с управляющей компанией.
Мы можем выбрать для нашего дома любого поставщика электроэнергии?
- Конечно, любой поставщик ресурса может заключать договор с вашим многоквартирным домом. Главное, чтобы у него на это были права и лицензия, если она требуется. Ведь электричество не колбаса, которую можно за углом продавать. Чтобы подвести его к дому, нужны сети. И, кстати, в отличие от поставщиков воды и тепла электроэнергию в Москве могут поставлять несколько компаний.
Дом, в котором мы купили квартиру, никак не подключат к электросети. Говорят, что заявка на заключение договора о поставке отправлена, но на неё ещё «не отреагировали». Разве это законно?
- Нет. По новым правилам ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор. Однако в некоторых случаях она способна отказать в предоставлении ресурса. Например, если у дома отсутствуют нужные коммуникации. Но если здание сдано в эксплуатацию, то поставщик не имеет права лишать вас электричества. В крайнем случае может уведомить об отсрочке в письменном виде в течение пяти дней. И тогда ваша УК, в свою очередь, решит этот вопрос в судебном порядке, принудительно заставив заключить договор. Кстати, до появления этих правил дому могли отказать или тянуть с решением.
В случае если договор с вашим домом уже заключили, то его действие начинается сразу после постановки последней подписи - и электричество должны подключить незамедлительно.