«Инкубаторский» период не должен оставить отпечатка в жизни бизнеса
В одной из своих прошлых публикаций я коснулся того, что бизнес-инкубаторы и господдержка инноваций – явление, конечно, положительное, но не лишенное недостатков. Нередко компании, получающие помощь, воспринимают бесплатные деньги (если мы говорим о грантах) или льготные ставки аренды офисов (если мы говорим о бизнес-инкубаторах) как нечто само собой разумеющееся, в то время как на самом деле каждый инновационный бизнес всегда может рассчитывать только на себя. И если стартаперы, добившиеся помощи от государства, делают ставку на возможность получения новых «подачек», успеха им, скорее всего, добиться не удастся.
Сегодня продолжим разговор о влиянии жизни в бизнес-инкубаторе на развитие инновационной компании.
Сразу стоит отметить, что на то, как будет развиваться проект, оказывает воздействие сама бизнес-инкубаторская среда, общий инкубаторский дух «коллективного творчества». Ведь стартаперы, арендуя помещения в одном здании, трудятся плечом к плечу на протяжении довольно долгого времени. Это, с одной стороны, может дать эмоциональную зарядку участникам проекта. Когда у ребят дела идут не так хорошо, как им бы хотелось, они видят вокруг себя «движуху» и продолжают работать – иногда по привычке, иногда осознанно заставляя себя. Конечно, это важный психологический момент и, возможно, собравшись благодаря советам коллег, стартаперы впоследствии будут меньше переживать в случае неудачи, а будут стараться просто браться за дело и решать проблему. С другой стороны, люди должны уметь относиться к трудностям, которые неизбежны при ведении бизнеса, мужественно и уметь находить источник сил для дальнейшей работы в самих себе. Думаю, для предпринимателя – он действиетльно «один в поле воин» это особенно важно.
В целом, безусловно, инкубаторская атмосфера может по-разному влиять на мотивацию и настроения стартаперов; все зависит от личных качеств участников проекта. Кого-то встречающиеся сложности заставят отчаяться, кого-то наоборот, подстегнут к более интенсивной работе. Или скажем, успех другого стартапа, одного может подстрекнуть добиться еще больших достижений, другого - почувствовать себя неудачником и опустить руки...
Бизнес-инкубаторы представляют собой, по сути, объекты недвижимости, аккумулирующие вокруг себя инфраструктурные компании (скажем, маркетинговые агентства, юридические консультации, патентные бюро). Помощью такого бизнес-центра с расширенным набором услуг и может воспользоваться малый бизнес. Конечно, подобная поддержка важна – ведь не каждый предприниматель знает тонкости, скажем, защиты интеллектуальной собственности или проведения pr-кампаний. Этого и не требуется.
Главное для стартапера – уметь сориентироваться и найти людей, которые смогут решить проблемы стартапа качественно и максимально дешево.
В любом случае, очень важно, чтобы те компании, которые оказывают услуги инкубаторским «подопечным», не пытались взять инициативу по развитию проектов в свои руки и вмешиваться в работу, исполнить которую может только предприниматель в проекте – разработка стратегии развития, координация работы команды, управление. Случаи, когда менеджмент инкубатора или даже работники консалтинговых компаний вырывают у инноваторов руль, не так уж редки. Хотя, конечно, чаще пытаются сделать это фонды или бизнес-ангелы, заинтересованные в максимальной прибыли от венчурной сделки. В подобных ситуациях компаниям действительно часто удается прийти к успеху – однако это заслуга не проектной команды, а лишь ее инвестора.
По моему глубокому убеждению, предприниматели многое должны делать сами, только тогда наши инноваторы наконец приобретут опыт ведения бизнеса и смогут выводить разработки на рынок - возможно, несколько за свою жизнь.
Так или иначе, серьезного «отпечатка» на стартапе бизнес-инкубатор оставлять не должен. Он может лишь немного уберечь несформированную команду, несформированного предпринимателя от суровости конкуренции на открытом рынке, однако у инноваторов должна оставаться понимание того, насколько серьезным шагом стало для них открытие своей компании и начало продвижения разработки. Стартаперам всегда нужно помнить, что «инкубационный период», рано или поздно закончится – а значит, за время, проведенное в стенах инкубатора, нужно не потерять «тонус» и остаться готовым все к новым и новым вызовам, которые будет бросать инновационной команде венчурный рынок.
27/07/2012