Реальные истории из жизни бухгалтера
Не для никого не секрет, что бухгалтер - это лицо ответственное за финансовый учет и отчетность организации. Но несмотря на такую серьезную должность, эти специалисты обладают гибким умом, сообразительностью и находчивостью.
Внимательность аудитора
Часто сотрудники компаний интересуются: зачем нужен инициативный аудит? Ведь можно проконсультироваться только по сложным вопросам с юристом и учет будет в порядке. Однако те задачи, которые бухгалтеру кажутся простыми, не всегда по силам специалисту учета. Так, один наш клиент – дочерняя организация иностранной фирмы, оказывала услуги материнской компании. Подготовленные договоры специалисты предприятия согласовывали с нами. Это было необходимо для того, чтобы выяснить, облагаются ли услуги, которые оказывала организация, НДС. Чтобы это выяснить, необходимо очень хорошо разбираться в статье 148 Налогового кодекса, которая написана сложно и запутанно.
Пришел первый договор, юристы его изучили, написали клиенту, что услуги по данному договору НДС не облагаются, и выставили счет за свои услуги (у компании был договор на разовые консультации). Через несколько дней приходит второй документ – история повторяется. Приходит третья бумага – результат аналогичный. Далее был еще четвертый. Больше вопросов со стороны сотрудников организации к нашим юристам не было.
В декабре проводилась плановая аудиторская проверка фирмы за 9 месяцев, звонит юрист с предприятия и говорит, что у клиента НДС идет на огромные суммы, а сотрудники компании заявляют, что все бумаги были предварительно согласованы с консалтинговой фирмой, то есть с нами.
Как вскоре выяснилось, имел место пятый договор. Вот специалисты компании и подумали – зачем платить деньги там, где можно сэкономить? Ну нет там НДС, это же понятно! Документы нам не послали и налог не начислили. А именно в этом случае возникала необходимость рассчитать НДС.
Руководство в целях экономии решило не ставить кондиционеры в бухгалтерии, и температура воздуха в ней достигла рекордных значений. В итоге, техника не выдержала, компьютеры дали сбой. Директор и бухгалтер при невыносимой жаре восстанавливали бухгалтерскую базу компании.
Эта история закончилась хорошо только благодаря внимательности аудитора. Если бы ежегодного исследования не проводилось, первым обнаружившим ошибку стал бы налоговый инспектор. И ситуация могла бы иметь серьезные последствия для предприятия.
Урегулирование конфликтов в 90-е
На заре становления системы счетов-фактур, один наш клиент решил урегулировать разногласия со своим контрагентом несколько бандитским способом. Основной поставщик предприятия отказался выставлять счета-фактуры. Инициатором такого бойкота стал главный бухгалтер, который заявил: вам надо – вы и выписывайте сами эти бумажки, а у нас и без них забот хватает. Все способы перепробовали специалисты компании: уговаривали, выдержки из нормативной литературы показывали, объясняли, что это надо делать – все бесполезно. А суммы сделок с поставщиком значительные, и от налоговой такие нарушения в случае проверки скрыть невозможно, сотрудники организации-покупателя прекрасно это понимают.
В итоге главный бухгалтер решил пойти на крайние меры и разработал коварный план: на следующее утро генеральный директор предприятия-поставщика вышел из дома к своей машине, чтобы поехать на работу, и с ужасом увидел, что все четыре колеса пробиты. Пока он думал, кто же это натворил и что теперь делать, раздался телефонный звонок, и незнакомый голос попросил руководителя компании обратить внимание на вопрос выставления счетов-фактур. Предприятие сотрудничало с огромным количеством фирм, поэтому выяснить, кто же из клиентов решил использовать такой нетривиальный способ убеждения, было невозможно. Директор решил не рисковать своим имуществом, на следующий день бухгалтер организации сдался и передал покупателям столь необходимые для отчетности документы.
В бухгалтерии мелочей не бывает
Многим специалистам организаций трудно понять, что в бухгалтерском деле мелочей не бывает. Однако сталкиваться с пренебрежительным отношением к небольшим суммам приходится очень часто. К примеру, приезжаю я на одно предприятие, консультирую, смотрю бухгалтерскую базу и вижу, что предприятие имеет штат сотрудников, но заработную плату не начисляет и страховые взносы не платит. Как будто в компании не числится работников вовсе. Я сразу обращаю на это внимание руководителя и спрашиваю, почему так происходит, ведь деятельность ведется, люди трудятся? «Да разве ж 17 миллионов в год – это деятельность?» – отвечает мне директор. Наверное, необходимость отчитываться о своей работе перед контролирующими органами для нее тоже была новостью. Однако фискалы бы поспорили с таким директором, а заодно потребовали недоплаченные средства.
Елена Кашпорова, эксперт журнала "Расчет"