В больших офисах душно и грустно
Все больше и больше руководителей обустраивают офисы на западный манер, то есть в стиле открытого пространства.
"Заграница нам поможет", - утверждал один небезызвестный персонаж. Не знал, не знал товарищ Бендер, насколько далеко может зайти наше стремление соответствовать той самой вожделенной загранице...
Самый, наверное, непростой вопрос при рассмотрении внедрения веяний с Запада на российскую почву - это обустройство офиса. Здесь у нас господствует такая эклектика, что иногда и сам начинаешь путаться, где же ты находишься...
Как на Манхэттене
Если обратиться к теории, то существует два основных направления в оформлении офиса - классическое (закрытая кабинетно-коридорная система) и стиль открытого пространства. В основном стиль открытого пространства знаком нам по голливудским фильмам (он даже получил название "Манхэттен") - этот стиль полностью открытых пространств, без излишеств, лишенный индивидуальности, нацеленный на достижение общего результата, с присущей американскому менталитету агрессией во всем, что касается работы. В последнее время нередко можно встретить этот подход к эргономике офиса в российских компаниях - особенно если руководитель компании придерживается американских взглядов на управление бизнесом.
Представительно? Да. Солидно? Безусловно. Но опять, насколько эффективно?
При обустройстве офиса зачастую руководители отдают предпочтение именно американской системе: всех сотрудников видно, все при деле, и клиентам показать не стыдно - вот, понимаешь, у меня прям как на Манхэттене... Конечно, иногда это может быть обусловлено недостатком места и другими соображениями экономичности пространства. Но не всегда.
Сомнительно
Даже сами сотрудники таких компаний признают, что если первоначально были в шоке от подобных преобразований, то сейчас "уже как-то привыкли"... Конечно, привыкнуть можно ко всему - ну за исключением, пожалуй, только сидения на потолке. А если серьезно, то не каждый человек способен выдержать подобный дополнительный стресс, особенно если работа сопряжена с общением с людьми, переговорами, творческой деятельностью. Конечно, привыкаешь, адаптируешься... Вот только вопрос - а ради чего?
Зачем обустраивать офис не с точки зрения максимально продуктивной работы, а с точки зрения того, что "во всех цивилизованных странах уже перешли на такой стиль"? Только лишь потому, что диплом MBA, стоящий на самом видном месте, греет душу и периодически вдохновляет на новые свершения в духе американских классиков безотносительно актуальности этих свершений в той стране, где вы, собственно, живете и работаете... Сомнительный аргумент, господа, сомнительный...
Цифры
Не более 30 сотрудников в одной комнате - такой совет дают психологи.