НДС и НСП: в поисках выбора
Налогом с продаж (НСП) могут вскоре заменить налог на добавленную стоимость. Сторонник такой замены, глава экспертного управления Администрации Президента РФ Аркадий Дворкович полагает, что поправка в налоговое законодательство, возможно, будет одобрена законодателями уже в предстоящую весеннюю сессию, перед принятием первого для России трехгодичного бюджета страны.
Сообщество малого и среднего бизнеса в целом поддерживает Дворковича. Крупный бизнес, представленный РСПП, более осторожен. В любом случае, подчеркивают предприниматели, серьезные преобразования допустимы только после тщательного изучения всех возможных последствий. Но в целом климат сейчас для представителя президентской администрации, три года пробивавшего идею введения НСП, благоприятен, как никогда раньше. НДС администрируется все хуже, потери от его воровства все больше, и что с этим делать, толком в стране не знает никто.
В любом случае, подчеркивают предприниматели, серьезные преобразования допустимы только после тщательного изучения всех возможных последствий. Но в целом климат сейчас для представителя президентской администрации, три года пробивавшего идею введения НСП, благоприятен, как никогда раньше. , потери от его воровства все больше, и что с этим делать, толком в стране не знает никто.
НДС, действительно, очень сложно администрировать, он как бы растекается по всей территории страны в процессе прохождения товара, и это вызывает у многих предпринимателей непреодолимый зуд и позыв к воровству. Неверно связывать проблему только с потерями бюджета из-за многообразных махинаций с возмещением НДС при лжеэкспорте из России, когда фирма получает из казны возмещение заплаченного в России налога, а товар так и остается в стране.
Во внутреннем обороте товаров и услуг также создана целая система неправомерного возмещения НДС с сумм, которые в бюджет на самом деле никогда не были заплачены. Точных данных о масштабах воровства нет, есть только косвенные показатели. Общие ежегодные начисления НДС в стране превышают 5 трлн рублей. Более 80 процентов из них идет в зачет - это почти 4 трлн рублей, и определенный процент от этой суммы уходит "налево". По некоторым оценкам, незаконное присвоение денег может доходить до нескольких сотен миллиардов рублей в год.
Многочисленные попытки усовершенствовать администрирование налога практически провалились - иногда из-за своей громоздкости, иногда - из-за противодействия тех или иных чиновников и бизнеса. Но всегда одной из причин провала была необходимость дополнительных, и весьма серьезных, финансовых затрат. По мнению Дворковича, и в этом он абсолютно прав, стоимость администрирования этого налога будет и дальше увеличиваться параллельно с развитием сложной переработки, ростом малого и среднего бизнеса.
Появились первые признаки усталости и у самого верного защитники НДС - у Минфина. Дворкович в минувшую среду во время встречи с журналистами обронил многозначительную фразу: "Минфин уже почти готов обсуждать и вопрос перехода от налога на добавленную стоимость к налогу с продаж, если выяснится, что сохранение НДС становится для казны невыгодным".
Конечно, администрирование налога с продаж куда как проще. В отличие от НДС, НСП платится только при конечной продаже, а не каждый раз, когда в процессе движения к конечному потребителю товар получает добавленную стоимость. Да и предлагаемая ставка в 10-15 процентов привлекательнее, чем нынешние 18 или даже, после возможного снижения, 13 процентов НДС. Более низкая ставка принесет потери бюджета порядка 1 процента ВВП, но, по утверждению Дворковича, потери вскоре будут перекрыты из-за резкого роста налоговой базы.
Если этот рост будет, возражают сомневающиеся... Дело в том, что огромное количество товара покупается у нас помимо кассового аппарата, и, естественно, небогатое большинство нашего населения предпочтет купить товар на 10 (или 15) процентов дешевле, чем сознательно платить налог. В том, что бизнес эту лазейку использует, сомневаться не приходится. Вопрос: какие будут масштабы? Крупные торговые сети, автосалоны, ФГУПы на такие нарушения, конечно, не пойдут, но не везде они сегодня делают погоду. Словом, тут считать и считать.
Безусловно, бизнесу, работающему на внутренний рынок, НСП, благодаря своей простоте, облегчит жизнь. А вот импортеры, занижавшие стоимость ввозимого товара, чтобы платить меньше налогов, проиграют: налог-то будет браться с конечной, реальной цены. Проиграют и покупатели такого импорта: цены полезут вверх. Впрочем, они традиционно подрастут и на остальные товары в процессе замены НДС на НСП, был бы повод…
Вот еще проблема: а чей он должен быть, этот НСП? НДС, понятно, - федеральный. А налог с продаж тоже должен пойти в общероссийскую кубышку? Но он обычно полностью или частично в других странах идет в местные бюджеты. То есть, надо еще и здесь искать выход, ломать голову, менять законодательство. И это далеко не все проблемы…
А как в других странах? Многие используют НДС (страны ЕС, в частности), в других странах признают только НСП (США, Швейцария и т.д.). Кому что нравится. И вот ведь что характерно: успешно работает и один, и другой налог. Словом, в нормальной стране может быть НДС, может быть НСП. Разницы, по сути, как оказывается, никакой, если налоги выплачиваются честно. И если эти налоги и коррупция не душат бизнес. Вот именно здесь-то собака и зарыта. У нас пока ни с тем, ни с другим ситуация не блестящая. Поэтому, наверное, при выборе, что лучше - НДС или НСП - основным критерием должен стать ответ на вопрос, какой налог меньше поддается махинациям?
Правда, и у процветающих стран тоже, наконец, появилась - не без нашей помощи - червоточинка. В частности, в Германии были отмечены случаи махинаций с НДС. Некоторые местные бизнесмены, не представлявшие ранее, что бензин можно разбавлять водой, а налоги превращать в прибыль, переняли-таки наш опыт. Интересно, когда там дозреют до замены НДС на НСП?