Бизнес-ангел для студента
За три года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает обычно только 14 – 30%, в то время как из пропущенных через бизнес-инкубатор – 85 – 86%.
Уже довольно давно в русском языке появилось новое словосочетание – «бизнес-инкубатор». Однако до сих пор очень не многие, даже весьма эрудированные, россияне знают, что это такое. В то же время в России уже функционируют более 70 бизнес-инкубаторов, каждый из которых оказывает поддержку 15 – 20 малым предприятиям.
Первые удачные опыты показали, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта и начального развития малого бизнеса. Так, по данным Национального содружества бизнес-инкубаторов России, за три года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает обычно только 14 – 30%, в то время как из пропущенных через бизнес-инкубатор – 85 – 86%. Бизнес-инкубаторы признаны одним из наиболее результативных элементов поддержки предпринимательства в мире, снижая количество неудач в бизнесе до 20%.
Сейчас в Санкт-Петербургском государственном университете проходит первый некоммерческий конкурс высокотехнологичных инновационных молодежных бизнес-идей (ВИМБИ). Лучшие проекты имеют шанс стать первыми, которые пройдут процесс бизнес-инкубирования в СПбГУ. О конкурсе и о том, что собой представляет бизнес-инкубатор, ведущему рубрики рассказывает один из активных участников рабочей группы по созданию студенческого бизнес-инкубатора СПбГУ Илья Антипов.
– И все-таки... Что же такое бизнес-инкубатор?
– Это инфраструктура, которая позволяет проверить гипотезу об успешности той или иной бизнес-идеи в безопасной среде.
Например, у молодого человека есть идея, что из его научных изысканий может вырасти отличный бизнес. Дальше эту гипотезу можно разложить на несколько составляющих: о потребности общества в предлагаемом продукте, о потенциальных покупателях продукта, о рынке сбыта и конкурентной среде. Студенческий бизнес-инкубатор поможет проверить в действии все эти гипотезы еще до того, как автору идеи придется ломать копья в реальной жизни.
Бизнес-инкубатор – это процесс постоянного общения друг с другом людей не только молодых, но и амбициозных, которые хотят что-то сделать, найти решение новых задач, видят в этих задачах потенциал для бизнеса и готовы работать над его реализацией.
Есть западная статистика, которая говорит: из миллиона идей получается тысяча проектов, а из тысячи проектов – всего один успешный бизнес. Зная, что венчурный фонд из 500 заявок вкладывает деньги только в пять, многие подумают, что овчинка выделки не стоит. Однако это не так.
– Вы говорите, что все начинается с идеи. Но как придумать свой бизнес?
– Все бизнес-идеи можно разложить на две условные составляющие – те, в основе которых лежит создание собственного ноу-хау, и те, которые отвечают на потребности общества в улучшенном продукте или услуге. В первом случае есть изобретатель, который, допустим, придумал новую систему распознавания образов и ему нужно выяснить, где он сможет ее применить. Во втором случае студент задается целью удовлетворить потребность общества в какой-то услуге, но не знает, как это сделать.
В рамках бизнес-инкубирования эти ситуации требуют разных подходов. Например, во втором случае необходимо просто оригинальное решение. И есть люди, которые способны его найти. Наша задача в этом случае – как раз и ознакомить с ними студента.
– Участие в бизнес-инкубаторе требует средств?
– Единственное, что может быть платным в рамках инкубатора, – это профильные семинары. Они также стимулируют формирование круга единомышленников (коллег по программе, преподавателей и представителей бизнеса). Но специальное бизнес-образование – это только инструмент, которым начинающий бизнесмен может воспользоваться, но может действовать и без него. Информация есть в книжках, в Интернете, и в принципе по мере надобности ее можно найти самостоятельно.
– Нужно ли до прихода в студенческий инкубатор иметь собственный бизнес-план?
– Бизнес-план дает большую возможность маневра, позволяет более гибко реагировать на рыночную ситуацию. Вы можете написать бизнес-план, начать его реализовать и через три месяца работы выяснить, что у вас есть конкурент, который уже начал выпуск аналогичного продукта. Но, используя задел, который вы создали за время работы над проектом, вы сможете проще скорректировать стратегию, для того чтобы выпускать более конкурентоспособный продукт.
– Каков оптимальный состав команды для реализации бизнес-идеи?
– Очень редко бизнес – это «спорт» одного человека. Должна действовать сбалансированная команда: один знает технологию, другой лучше разбирается в процессах управления, ситуации на рынке.
Попытка сделать бизнесмена из талантливого ремесленника или технического специалиста очень часто заканчивается неудачей. Знаете, почему? Команда дает необходимый баланс знаний. Если технический специалист начинает заниматься маркетингом, он просто теряет время, которое мог бы потратить на создание конкурентоспособного товара.
– В чем особенность студенческого бизнес-инкубатора СПбГУ?
– В большинстве случаев бизнес-инкубаторы имеют специализацию. На этапе старта мы выбрали две: высокие технологии и инфраструктурные проекты. Факультеты нашего университета разбросаны по всему городу, и есть необходимость в оптимизации работы такого большого вуза, каким является СПбГУ. Кроме того, создание рабочих мест для студентов – важный фактор репутации вуза.
Университет – это уникальный ресурс, в котором можно найти экспертов практически по любому вопросу. Поэтому у нашего инкубатора есть шанс стать универсальным. Впрочем, время покажет.
Глобальная цель студенческого бизнес-инкубатора СПбГУ – это расширение сектора малого бизнеса за счет открытия в Петербурге студенческих компаний. Сколько таких компаний будет? Сейчас пока сказать трудно, но уверен, что эта цель достижима. Это не только качественно улучшит уровень жизни студентов в Университете, но и даст молодежи возможность реализовать свои амбиции и предпринимательскую инициативу.
Студенты должны знать ответы на многие трудные вопросы: готов их проект для инвестиций или нужно еще два года работать, прежде чем представить его инвестору? Нужно им брать деньги или можно с успехом обойтись без посторонней помощи? Может быть, у них получится вырастить фирму самим, привлекая инвестиции в виде семейных капиталовложений. Этакий «бизнес в гараже».
– А для тех, у кого нет «гаража»?
– Время – это тоже ресурс! Можно показать настойчивость и умение реализовать свои идеи на практике. Это качество для инвесторов очень привлекательно.
– Какова выгода предпринимателям от участия в бизнес-инкубаторе?
– Предприниматель знает процессы бизнеса на практике, он создает компании. Он также может выступать в роли инвестора. Инвесторы зачастую становятся акционерами молодой фирмы, которую потом либо продают, либо выводят компанию на уровень прибыльности стабильного бизнеса.
– О каких суммах может идти речь?
– Зависит от стадии проекта и его потребности в финансировании. Для западного инвестора стандартная ситуация, когда он вкладывает в проект средства в сумме нескольких сотен тысяч долларов, а в молодую компанию – несколько миллионов долларов.
Порой возникает ошибочное мнение, что инвестору важно только выгодное вложение денег, чтобы заработать возвратные инвестиции. Однако бизнес – всегда динамичный процесс. В постоянно изменяющихся условиях рынка очень важна гармония в отношениях между командой и инвестором. Она достигается путем сопоставления бизнес-направления проекта со знанием инвестора о секторе рынка и его желанием работать в этой сфере. Секрет заключается в том, что бизнес-ангелы (так называют состоятельных бизнесменов, которые инвестируют собственные средства в молодые компании) обычно вкладывают деньги лишь в те проекты, которые близки им по духу.
– А как встретиться с потенциальным инвестором?
– Это могут быть совместные бизнес-завтраки для инвесторов и студентов в рамках бизнес-инкубатора, лекции представителей крупного бизнеса и т. д. Кроме того, мы приглашаем инвесторов в состав жюри конкурсов бизнес-проектов, в которых участвует СПбГУ.
Наша главная задача заключается в том, чтобы студенческие проекты, которые близки к практической реализации, вовремя попадали «на экраны радаров» потенциальных венчурных инвесторов.
– То есть молодежи не хватает информации, опыта и примеров успешных проектов?
– Да. Есть и успешные проекты, которые уже осуществляются в России, и их нужно развивать. Чем больше университетов в России с бизнес-инкубаторами – тем лучше. Здоровая конкуренция позволит быстрее вырасти и достичь намеченных целей.