Кому не избежать милицейской проверки в 2008 году?
Для того чтобы нагрянуть в организацию, сотрудникам МВД потребуется не так уж много поводов.
Понятие «милицейская крыша», к сожалению, прочно вошло в наш обиход. Стражи порядка за определенную мзду готовы закрыть глаза на некоторые шалости или, наоборот, замучить «заказанную» компанию проверками. Ситуацию должен был изменить приказ МВД, которым был подкорректирован бланк постановления о проведении проверки. Ожидалось, что теперь уж точно гости в погонах не смогут свалиться как снег на голову. Так как – можно вздохнуть свободно, или с этим, как обычно, придется еще подождать?
Для того чтобы нагрянуть в организацию, сотрудникам МВД требуется не так много поводов. Например, бравая милиция порой составляет компанию налоговикам при проведении последними выездных проверок. Визит может состояться и по собственной инициативе правоохранительных органов – либо для проверки информации о преступлениях (административных нарушениях), либо во время оперативно-разыскных мероприятий.
Устранение «неисправности»
Вряд ли удастся избежать милицейских проверок и ревизий тем организациям, чья деятельность вызвала у МВД подозрение на предмет совершения фирмой уголовного преступления, связанного с несоблюдением ею налогового законодательства, а также норм закона, регулирующих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Разумеется, в таких ситуациях действия проверяющих должны осуществляться в строгом соответствии с принятым порядком, который, в частности, устанавливается Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной приказом МВД России от 2 августа 2005 г. № 636 (далее – Инструкция № 636).
Итак, если у МВД есть основания полагать, что организация в ходе своей деятельности нарушает законодательство, то в целях выявления нарушений, влекущих уголовную ответственность (для возбуждения уголовного дела), сотрудниками данного ведомства выносится так называемое мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии (п. 4 Инструкции № 636). Именно этот документ и представляется в числе прочих перед началом проведения проверки руководителю подпавшей под подозрение фирмы.
Отметим, что еще некоторое время назад в бланке приложения № 1 к Инструкции № 636 не содержалось графы, которая бы предусматривала изложение оснований для решения о проведении проверки или ревизии. А ведь в пункте 25 статьи 11 Закона «О милиции» указано, что проверка может проводиться исключительно при наличии данных о влекущем ответственность нарушении в деятельности организации, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела (или дела об административном правонарушении) по мотивированному постановлению начальника органа милиции (его заместителя).
Выходит, у данного бланка попросту не было мотивировочной части, поэтому быть обоснованной, как этого требует Инструкция, эта форма не могла ни при каких обстоятельствах. Подобные выводы находят свое подтверждение и в примере из судебной практики (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2007 г. № А11-3277/2006-К2-22/302).
Справедливости ради надо отметить, что были и такие судебные заключения, в которых указывалось, что хотя в мотивированном постановлении о назначении проверки и не содержится необходимого обоснования для ее проведения, но сам бланк полностью соответствует «шаблону», приведенному в приложении № 1 к Инструкции № 636, а значит, контролеры действовали законно и обоснованно в своем решении (постановление ФАС Поволжского округа от 10 мая 2007 г. № А06-1050У/06).
Вероятно, дабы сгладить имевшиеся противоречия, в МВД России исправили положение дел, издав приказ от 13 сентября 2007 г. № 796. В соответствии с этой нормой в форму постановления (приложение № 1) включена графа, в которую милиция должна вписывать указывающие на признаки преступления сведения. Все эти нововведения вступили в силу 28 октября 2007 года.
Недостаточность гарантии
Внесенные приказом от 13 сентября 2007 г. № 796 изменения, несомненно, снизят количество «внезапных» для организации проверок. Однако рассматривать их как панацею не следует. В первую очередь потому, что данные об основаниях проведения проверки могут быть легко засекречены в соответствии со статьей 12 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». Эта норма гласит, что сведения о лицах, оказывающих содействие сотрудникам МВД на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.
Вот и получается, что, отчитываясь о возможных признаках преступления, оперативникам достаточно сослаться на показания лиц, которые предоставили соответствующую информацию. Причем, как отметили эксперты журнала «Практическая бухгалтерия», совершенно не исключено, что сведения окажутся засекреченными и добыть их будет крайне затруднительно.
Читайте также:
- Утвержден новый порядок проверок МВД, который ограничит произвол и вымогательство
- У милиции появился новый повод «прижать» бизнес