Малый бизнес пока еще слабо задействован в системе ЖКХ
Для модернизации сферы ЖКХ необходимо использовать инструменты частно-государственного партнерства и перенимать опыт зарубежных стран по привлечению малых предприятий в эту сферу. Такую точку зрения высказал председатель Государственной Думы Борис Грызлов в своей статье «За порогом ЖКХ», опубликованной на официальном сайте Госдумы.
Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем остается одной из наиболее острых проблем, непосредственно затрагивающих повседневную жизнь миллионов семей, отмечает Б.Грызлов, и масштаб этой проблемы отражен в президентском Послании Федеральному Собранию за 2007 год. Государство приступило к решению этих проблем. Целый комплекс мер государственной поддержки реализуется в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. 100 миллиардов рублей выделено на переселение граждан из аварийного фонда, 150 миллиардов рублей - на капитальный ремонт. Тем не менее, констатирует Б.Грызлов, переломных сдвигов пока еще не произошло.
Слишком большой груз проблем организационного, технологического, финансового характера за десятилетия накопился в этой сфере. Реформа ЖКХ в России практически началась в 1991 году с момента принятия закона о приватизации жилищного фонда. Закон декларировал, что граждане, решившие стать собственниками своего жилья, не только получают возможность владеть, управлять и распоряжаться этим имуществом, но и принимают на себя ответственность по его содержанию. Тем самым изменялась юридическая основа эксплуатации жилых зданий: ранее ответственность за нее лежала на государстве, теперь эта ответственность возлагалась на собственников любой формы.
С принятием закона начался постепенный переход всей отрасли на рельсы рыночных отношений с постановкой задачи ее быстрого перевода на полную окупаемость. Однако жизнь скоро показала, что население не в состоянии нести такую финансовую нагрузку. Кроме того, повышение тарифов по ЖКХ в 90-х годах не приводило к повышению качества предоставляемых услуг. К настоящему времени сложилось четкое понимание, что нельзя перекладывать проблемы реформирования отрасли на граждан.
Принципиальным является вопрос об организации крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в таких областях, как водоснабжение и канализация, теплоснабжение, энергосбережение, утилизация отходов, строительство и содержание дорог. Здесь будут востребованы механизмы государственно-частного партнерства, концессии. Причем, подчеркивает Б.Грызлов, задача по организации таких крупных проектов может лежать только на государственных структурах и в какой-то мере на муниципальных органах.
Вторая важная проблема - качество управления зданиями, находящимися в общедолевой собственности. Корпус управляющих компаний в жилищной сфере пока еще не сформирован, а значит, нет и нормальной конкуренции между ними. Более того, отмечает Б.Грызлов, здесь возникает опасность появления как недобросовестных, так и некомпетентных управляющих компаний. По мнению председателя Госдумы, структуры в виде ДЭЗов, РЭУ, ЖЭУ, РЭП и др. сегодня нуждаются в серьезной модернизации. Сложившаяся практика их работы часто уже не соответствует современным требованиям. Например, до сих пор в этих организациях делается упор на использование в своем штате специалистов требуемых профилей, в то время как мировая практика рекомендует ориентироваться на небольшие специализированные предприятия, занимающиеся уборкой территорий, подъездов, содержанием зеленых насаждений, предоставляющие услуги по содержанию электрического хозяйства. «К сожалению, бизнес, представленный такими малыми предприятиями, пока еще также недостаточно сформирован и слабо задействован в системе ЖКХ», - констатирует Б.Грызлов.
Третьей крупной проблемой являются финансовые масштабы стоящих задач. При существующих расценках на капитальный ремонт (10-12 тысяч рублей на 1 квадратный метр) для приведения в порядок 1,5 миллиарда квадратных метров жилья, требующего ремонта в России, потребовалось бы порядка 15 триллионов рублей. «Очевидно, что даже нынешние существенные вливания в сферу ЖКХ не позволят обеспечить ее кардинального оздоровления только за счет федерального и местных бюджетов. То есть мы вновь возвращаемся к необходимости инструментов государственно-частного партнерства», - отмечает председатель Госдумы.
Возможность решения этих проблем ЖКХ видится ему «прежде всего в использовании новых инновационных подходов и методов с опорой на самый передовой отечественный - правда, пока еще скромный - и оправдавший себя международный опыт». В частности, по мнению Б.Грызлова, мог бы быть востребован опыт Германии, связанный с проведением санации жилья на территории бывшей ГДР.
«Существующие проблемы решаемы, - убежден председатель Госдумы. - Но для этого нужны координация усилий органов власти всех уровней, разумное и прозрачное распределение финансовых средств, общественный контроль».