Время дефолтов
На фоне разгорающихся технических дефолтов российских компаний денежные власти приносят банковскую ликвидность в жертву борьбе с инфляцией. В такой ситуации денежные проблемы гарантированы для множества средних компаний.
За последние
Первый технический дефолт по облигациям «Марты» случился 22 мая – тогда холдинг не перечислил средства на погашение первой серии бумаг на 700 млн рублей. Однако смог расплатиться с кредиторами на следующий день. 4 августа холдинг не выплатил инвесторам купонный доход по третьему выпуску на 155,4 млн рублей. В результате компания «Элекскор», развивающая сеть «Гроссмарт», попросила признать его банкротом.
В начале лета за «Мартой» последовал экспортер леса «Миннеско Новосибирск», который должен был погасить 500−миллионный заем еще 16 июня. Однако обязательства не были исполнены, и данное событие стало первым в этом году дефолтом эмитента корпоративных облигаций. Затем сеть «Арбат престиж» 20 июня оказалась не в состоянии погасить облигации на 1,5 млрд рублей. А 23 июня производитель упаковки из гофрокартона «Готэк» не нашел 1 млрд рублей на выкуп своих облигаций по оферте. 26 августа торговая сеть АЛПИ не смогла пройти оферту и допустила технический дефолт. По сообщению ММВБ, в ходе оферты АЛПИ не было зарегистрировано ни одной сделки, хотя инвесторы предъявили к выкупу около 93% выпуска объемом более чем 1,4 млрд рублей.
«Формально каждый конкретный технический дефолт пока можно считать индивидуальным, однако прецеденты с „Готэком” и АЛПИ настораживают нас сильнее всего, – говорят эксперты Банка Москвы. – В нашем понимании ни первый, ни второй эмитент нельзя было назвать проблемным до момента неисполнения обязательств. В этом плане эти дефолты бросают тень на весь сектор эмитентов третьего эшелона, слабопрозрачных компаний с запутанной корпоративной структурой». А это значит, что проблемы рефинансирования значительного для компаний третьего эшелона объема публичного займа в условиях роста процентных ставок и нехватки ликвидности стоят очень остро практически для каждой компании. «На этом фоне мы отмечаем заметный навес предстоящих оферт и погашений как по всему рынку корпоративных облигаций, так и для компаний третьего эшелона в частности. При прочих равных условиях мы не исключаем, что рынок будет переживать
В зону риска попадают прежде всего компании сельского хозяйства, недвижимости и ритейла, считает глава ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян. «Банки на протяжении многих лет выстраивались в очередь, чтобы ссудить деньги, а финансовые директора предприятий ничего не делали, только выбирали», – сообщил журналу Forbes глава «Тройки Диалог». Сейчас все иначе: денег стало меньше, а дешевых вообще нет. Рефинансироваться в таких условиях компании не могут. Прежде всего пострадают отрасли, для развития которых требовалось кредитное финансирование, где цикл возврата денег был длинным, а деньги привлекались короткие и дешевые.
Пик исполнения обязательств по публичному долгу приходится на декабрь – около 120 млрд рублей. Из этой суммы около 60 млрд рублей – выплаты, приходящиеся на компании третьего эшелона. Общий объем выплат по корпоративному долгу в сентябре составляет около 80 млрд рублей.
В этой ситуации российские банки могли бы помочь данным компаниям справиться с кризисом. Но денежные власти делают все, чтоб этого не случилось. Увеличивая ставку ФОР, повышая проценты по рефинансированию для банков, они их приносят в жертву борьбе с инфляцией. В этих условиях рефинансировать свои долги компаниям третьего эшелона становится все сложнее и сложнее, а в ряде случаев просто невозможно. «Проведение „жестких” мер, ограничивающих предоставление кредитных средств заемщикам в текущих условиях, способствовало относительно резкому сокращению активности в российской экономике», – говорит главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин.
Статьи по теме на портале: