Новые поправки в закон об ОСАГО больно ударят по страховому рынку
В свете введения поправок в закон об ОСАГО, более известных как «европейский протокол» и «прямое возмещение убытков», с 1 марта 2009 года, возникают споры о том, как будут происходить эти изменения, к чему они приведут и как они повлияют на качество обслуживания клиента, на дополнительный сервис, на развитие рынка в целом.
«Ни один вид страхования, на мой взгляд, не может привести компанию к банкротству. А ОСАГО на это способно», - сообщил Андрей Знаменский. Так что же будет происходить после 1 марта 2009 года, и какие проблемы, по прогнозам экспертов, обнаружатся при вступлении в силу нововведений?
Напомним, что изменения в законе, которые вступят в силу 1 марта 2009 года, предполагают, во-первых, урегулирование дорожно-транспортных происшествий на сумму, не превышающую 25 тысяч рублей, самостоятельно участниками ДТП, без приглашения представителя ГИБДД («европротокол»), во-вторых, прямое возмещение убытков – когда страхователь имеет право обратиться за выплатой в свою страховую компанию.
Стоит сказать, что в настоящее время в соответствии с действующим законодательством клиенты приходят за выплатой по ОСАГО к страховщику виновника ДТП, а не в ту компанию, в которую они обратились при покупке полиса. В подобных условиях страховщики мало заинтересованы в том, чтобы предлагать качественную услугу чужому клиенту, да и для страхователя вопрос выбора страховой компании оказывается не слишком важен – ведь все предлагают одно и то же, тариф везде одинаков.
Ситуация существенно изменится после 1 марта 2009 года, когда вступят в силу поправки о прямом возмещении ущерба. Тогда за выплатой по ОСАГО клиент будет обращаться в свою компанию, где он уже, возможно, застраховал имущество, здоровье, автомобиль. «А значит, теперь клиент будет задумываться о выборе страховщика», - считает представитель СК «Русский мир» Андрей Знаменский. У страховщиков же, в свою очередь, появится реальный стимул улучшить качество урегулирования убытков, чтобы обеспечить лояльность клиентов. Результатом такого движения может стать повышение выплат и улучшение дополнительного сервиса.
Хотя, в соответствии с законодательством, в структуре тарифной ставки по ОСАГО расходы на осуществление таких дополнительных услуг отдельно не предусмотрены. Не менее 80 % от объема собранных премий предназначены для страховых выплат, 3 % составляют отчисления в фонд РСА, 10 % - комиссия и 10 % - расходы на ведение дела. Кроме этого страховые компании пытались предлагать клиентам в качестве дополнительных услуг вызов аварийного комиссара на место ДТП, эвакуацию автомобиля, техническую помощь на дороге, юридические консультации, представление интересов клиента в суде, сбор документов в ГИБДД. Однако такие попытки не получили одобрения со стороны надзорных органов.
После вступления в силу поправок к закону на российском страховом рынке ожидается усиление борьбы за лояльность клиентов по ОСАГО, прежде всего, за счет повышения качества урегулирования убытков и развития сервиса. В свою очередь, это может, особенно в сочетании с другими факторами, вызвать рост убыточности и затрат на оказание дополнительных услуг. К числу таких значимых факторов можно отнести возможное изменение тарифов (не завышение, не занижение, а именно изменение), а также уже сейчас обсуждаемый в Госдуме законопроект об изменении 22 статьи закона об ОСАГО, устанавливающей контроль за соблюдением описанной выше структуры тарифной ставки. «Как следствие, нас ждет значительное перераспределение сборов по ОСАГО между страховщиками и сокращение числа компаний на рынке», - заявил Андрей Знаменский. //