Какой малый бизнес выиграет в условиях кризиса?
Малый бизнес так уж устроен: юрко перекатывается из одной части рынка в другую. На одном проигрывает. Другим компенсирует. Кто объективно способен выиграть в данной ситуации?
Во-первых, любой малый бизнес, специализирующийся на товарах повышенной стоимости - товарах и услугах класса люкс. Эксперты подсчитали, что за время кризиса разница между низшим, средним и высшим классом станет очень принципиальной. Богатых во времена кризиса становится, как ни странно, больше.
При этом просто богатые люди переходят в категорию супербогатых. Поэтому все малые фирмы, специализирующиеся на продаже дорогой одежды, ювелирных изделий, антиквариата, предметов искусства, в данной ситуации не пострадают. Более того, они выиграют - за золотом-бриллиантами, дорогими картинами и старинным фарфором потянется и средний класс. Так как граждане не знают, во что им вложить деньги, дабы сберечь их от обесценивания, они не придумают ничего более оригинального, как вложиться в ювелирные изделия, предметы искусства и старины.
Не прогорят и турфирмы, но лишь из числа тех, кто опять же ориентируется на богатую клиентуру. Практика 98-го года показала: даже те олигархи и предприниматели, у которых были серьезные проблемы с бизнесом, для поддержания собственной нервной системы и успокоения духа семьи не отказывали себе в дорогостоящих поездках на самые изысканные и дорогие курорты. Согласно опросу ряда московских туристических фирм, оказывающих услуги исключительно обеспеченным клиентам, даже топ-менеджеры, предприниматели среднего звена и тем более клиенты из категории VIP ни от Куршевеля на Новый год, ни от пляжей Персидского залива отказываться не собираются. Более того, в тех же ОАЭ довольно проблематично найти номер в гостинице по цене от 2000 долл. - и это не описка, именно очень дорогие отели в самых престижных курортных зонах мира забиты до отказа. Нервы - это то, что не восстанавливается.
Более 50% российского малого бизнеса занято в сфере торговли - розничной и оптовой.
При этом мелкая розница, не важно какая - аптечная, продуктовая или одежная, - жаловалась на давление со стороны крупных сетевых компаний. Сегодня крупные конкуренты могут реально остаться в стороне. У них сейчас не самые легкие времена: банки тормозят с кредитами, поставщики ничего не желают отгружать в долг. "Малыши" же ни займами, ни отсрочками платежей особо не избалованы. Привыкли большую часть средств черпать из кармана. Поэтому в маленьких магазинчиках сейчас будут и крупы с солью на прилавках, и блузочки с туфельками из новых коллекций.
Более того, в крупных автосервисах сегодня начались серьезные перебои с автодеталями и комплектующими. И все по причине ограниченной платежеспособности. А у мелких автосервисов в этом плане все в порядке - у них и запасы из запчастей имеются, и денежки для пополнения необходимого ассортимента есть.
Еще можно ожидать снижения расценок на коммерческую недвижимость. Сетевики, не выдержавшие кризиса, начнут освобождать и торговые, и офисные помещения. И в этом есть плюс. Ведь во многие наиболее популярные и прибыльные торговые центры путь маленьким фирмам был заказан - там и аренда была сумасшедшая, и места еще на стадиях строительства оплачивались большими арендаторами. Есть повод малышам наконец-то подумать и об организации собственного производства.
Во-первых, сейчас действительно снизятся расценки на оборудование - как правило, дилеры и дистрибьюторы получали его от иностранных компаний в долг, с рассрочкой платежа. Чтобы не подводить поставщиков, их представители сейчас начнут делать существенные скидки, лишь бы не останавливать бизнес. Кто-то может пойти и на условия рассрочки.
Может, повезет малышам и с обещаниями сверху? Уже заявлено о снижении налоговой нагрузки и даже обещано не поднимать арендные ставки и расценки на коммунальные услуги для арендаторов городских нежилых помещений.
Читайте также: