За 10 лет в Санкт-Петербурге ликвидировано около 40 тыс. предприятий малого бизнеса
В Санкт-Петербурге 7 ноября прошла пятая по счету конференция городской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. Мероприятие собрало около 60 человек - предпринимателей, чиновников, депутатов, журналистов.
По мнению участников конференции, современный этап развития малого бизнеса характеризуется, в первую очередь, "агрессивным наступлением транснациональных сетевых торговых корпораций". Как отметил в своем выступлении председатель совета ассоциации Алексей Третьяков, доля сетевой торговли в городе в настоящее время составляет 82,4%. По словам Третьякова, Санкт-Петербургу уже присвоено звание "мировой столицы ритейла", и не только из-за невероятной по европейским меркам концентрации сетевой торговли, но из-за "сверхтолерантного к ним отношения со стороны власти". "Добиться этого можно было единственным способом - систематической ликвидацией мелкорозничной торговли", - заявил Третьяков.
По данным ассоциации, с учетом ликвидации зон мелкорозничной торговли, чья численность за период 1998-2008 годов сократилась с 880 до 204, всего было "потеряно" до 40 тысяч субъектов малого предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли (свыше тысячи - на остановках общественного транспорта, свыше 2 тысяч - в зоне ответственности метрополитена, до 37 тысяч - в рамках ликвидации торговых зон).
"Программа "магазинов пешеходной доступности", позволившая за два года создать всего 13 объектов не может быть признана успешной", - отметил Третьяков и добавил, что предложения по размещению малой торговли в торгово-развлекательных комплексах не актуальны как по причине ассортиментных несовпадений, так и из-за чрезвычайно высокой арендной платы (до 3 тысяч долларов за квадратных метр в год). Попытки же массового размещения объектов мелкорозничной торговли в первых этажах жилых зданий натолкнулись на серьезные сложности из-за чрезвычайной дороговизны объектов недвижимости в центральной части города и объективной неприспособленности для этих целей массовой жилой застройки советского периода в спальных районах.
Третьяков также отметил, что деятельность еще сохранившихся предприятий малого бизнеса существенно осложнена действиями ряда городских ведомств, а особенно - деятельностью районных администраций. "Особенно тяжела роль глав районов в процедуре заключения и продления договоров аренды земельных участков. В ходе продления такого документа чиновник может трижды уничтожить предпринимателя", - заявил Третьяков и добавил: "До тех пор, пока районный чиновник будет намного опаснее, чем любой закон, ничего к лучшему не изменится".
Как подчеркнул выступающий, исправить сложившееся положение можно только путем возрождения конкурентной среды. Причем целевой ориентир в данном случае - это среднеевропейский уровень соотношения объемов торговли сетевой, мелкорозничной и на рынках как 40/40/20. Решение этой задачи, по мнению Алексея Третьякова, возможно в рамках корректировки городского законодательства.
Заканчивая свое выступление, Третьяков отметил деятельность по поддержке малого предпринимательства Смольным. "Бесспорно, делается много. Работают программы, фонды содействия, бизнес-инкубаторы, банки предоставляют кредиты", - рассказал он. Однако, по его словам, наиболее значительную часть предпринимательского сообщества - сферу потребительского рынка - программы поддержки практически не затрагивают.