Пункт "Свой бизнес" прыгнул с 32 на 11-е место
Или в мире бизнеса, или в головах молодых людей из года в год практически ничего не меняется - такая мысль напрашивается при взгляде на таблицу рейтинга. Компании меняются позициями в рейтинге, как квадратики в пятнашках, но на игровом поле остаются практически одни и те же игроки. По сравнению с прошлым годом в списке добавилось несколько новичков: судоходный гигант Maersk, Boston Consalting Group, мировой лидер по технологиям нефтегазовой отрасли Schlumberger, Toyota, РЖД, Danone, "Норильский никель", "Ростелеком", adidas Group и Siemens. Но никто из них не вошел даже в тридцатку. Успешней всех стартовал Danone, заняв 31 место. Главная потеря рейтинга - целая отрасль HoReCa, которую в 2007 году отстаивал один-единственный Marriott.
Традиционная десятка
Топ-10 рейтинга - оплот традиций. Вряд ли имеет большое значение, сколько строчек украли в борьбе друг с другом "Газпром", "Лукойл", Microsoft, второй год подряд распределяющие между собой первые три места. Державшаяся за ними на четвертом месте в 2007 году Администрация президента РФ обосновалась на девятой позиции, поменявшись местами с Google, который был девятым в прошлом году. Procter&Gamble переехал с восьмого места на пятое, показав лучший результат среди FMCG-компаний за все три года. PricewaterhouseCoopers сохраняет статус-кво с шестым местом. На седьмой ступеньке одна финансовая компания сменила другую: "Тройка Диалог" заняла место Внешторгбанка. С шумом ворвался в десятку странным образом никогда не входивший в нее McKinsey. Сдали позиции мобильные операторы: бывший в 2007 пятым МТС замкнул дюжину, пропустив вперед на десятое место Вымпелком.
Личное дело - каждому
Главный сюрприз рейтинга-2008 - тяга молодых людей к предпринимательству. Причем такая, что на всех инвестиционных фондов не хватит. Пункт "Свой бизнес" прыгнул с 32 на 11-е место. Как можно этому не радоваться? "Хотелось бы, чтобы в рейтингах 2009 и 2010 годах набрали силу позиции, связанные с собственным бизнесом (таким же креативным, инновационным и эффективным, как большинство компаний этого проекта), а вот работа в госорганах досталась тем, кому "служить" ближе, чем "создавать",- замечает предприниматель и журналист Константин Бочарский. - Хотя, конечно, реальность вряд ли корректируется так быстро". - "Возможности для стартапов действительно растут,- комментирует декан экономического факультета МГУ Василий Колесов. - На нашем факультете предлагается программа управления инновациями, на которой настойчиво проводится мысль, что возникает больше шансов для эффективного управления, когда выпускники берутся за собственный бизнес, со всеми его вызовами и рисками".
Друг государства
Пока политологи с интересом наблюдают, как падает имидж России в глазах мирового сообщества, молодежь, похоже, с завидным упорством хочет приобщиться к государственным символам. Три позиции: "Администрация президента РФ", "Правительство РФ" и "Государственные структуры" - это рекорд рейтинга, из-за которого пришлось выделить этих работодателей в отдельный сектор экономики. Немало в топ50 и компаний, частично или полностью принадлежащих государственным структурам. Похоже, жаждущие получить вакансию в "Газпроме" действительно верят, что мечты сбываются. Этому не удивляется декан факультета экономики МГУ Василий Колесов: "Принято считать, что государственные экономические структуры и компании с сильным участием государства заведомо менее эффективны в сравнении с частным бизнесом, но они реальные конкурентные участники рынка рабочей силы и всё более ориентируются на уровень зарплат в частном бизнесе. В этом смысле ими активно интересуются выпускники".
Могущественный бренд
Но сколько бы ни было российских компаний с сильными брендами и хорошими возможностями карьеры, всё равно часть молодых людей будет мечтать о работодателях с мировым именем - даже если они не представлены в России. Второй год подряд в середину рейтинга попадает Apple, у которого нет офиса в Москве. Немного недотянули до топ50 такие монстры, как Virgin, AOL Time Warner, Vodafon и Wal-Mart. Кто-то в погоне за нереализованными детскими мечтами даже проголосовал за NASA. "Все мы хотим работать там, где кроме рациональной мотивации еще и просто "интересно". Ну и конечно, хочется, чтобы сияние этого бренда осветило и тебя самого",- объясняет Константин Бочарский. Бренд преображает реальность - главное, чтобы этот принцип не брал верх при выборе и отечественных работодателей. Эксперты подозревают, что так оно есть. "Популярность компании среди молодых специалистов - это в большей степени восприятие бренда, а не реальная оценка работодателя. Молодые люди, скорее всего, не владеют детальной информацией об условиях труда в этих компаниях",- уверена HR-директор "Рамблер Медиа" Маргарита Кузина. С ней соглашается генеральный директор компании Parallels Сергей Белоусов: "Молодые люди очень подвержены влиянию брендов, в том числе из IT-индустрии. Это не плохо. Но в нашей стране существует большое количество "нераспиаренных" компаний с хорошо организованной структурой, системой управления и выручкой, превышающей размеры выручки, которую получают на местном рынке представительства мировых компаний. В них у специалистов есть реальная возможность гораздо быстрее развиваться, чем в крупных структурах".
Альтернативный выбор
Но помимо сияния бренда этот рейтинг напомнил и о другом. О том, что карьера не ограничивается нефтяными вышками, банковскими счетами и думским мандатом: среди молодых специалистов есть и учителя, и ученые, и врачи. В расширенный рейтинг 100 компаний вошел, например, пункт "Школа" - и он не так далеко отстал от пятидесяти лучших. Несколько человек указали компанией мечты детский лагерь и детский интернат. Не остались без голосов и медицинские учреждения: поликлиника, скорая помощь, больница. И даже ответ "Жить за счет родителей" намекает на то, что сегодня у молодых людей гораздо больше разных желаний и устремлений, чем кажется.
Top50 работодателей мечты для молодых специалистов
№ в 2008г. |
Работодатель |
№ в 2007г. |
Изменение № |
1 | Газпром | 1 | 0 |
2 | Microsoft | 3 | 1 |
3 | Лукойл | 2 | -1 |
4 | 9 | 5 | |
5 | Procter&Gamble | 8 | 3 |
6 | PricewaterhouseCoopers | 6 | 0 |
7 | Тройка Диалог | 12 | 5 |
8 | McKinsey&Company | 24 | 16 |
9 | Администрация президента РФ | 4 | -5 |
10 | ВымпелКом | 17 | 7 |
11 | Свой бизнес | 32 | 21 |
12 | Мобильные ТелеСистемы | 5 | -7 |
13 | BBDO | 13 | 0 |
14 | Mars | 28-30 | 14 - 16 |
15 | Ernst&Young | 10 | -5 |
16 | МегаФон | 22 | 6 |
17 | ВТБ24 | - | - |
18 | ТНК-BP | 18 | 0 |
19 | The Coca-Cola Company | 31 | 12 |
20 | Роснефть | 35 | 15 |
21 | KPMG | 21 | 0 |
22 | Сбербанк | 45 | 23 |
23 | Яндекс | 44 | 21 |
24 | IBM | 16 | -8 |
25 | Unilever | 28-30 | 3 - 5 |
26 | Nestle | 40-42 | 14 - 16 |
27 | Deloitte | 20 | -7 |
28 | Первый канал | 34 | 6 |
29 | Правительство РФ | 36-37 | 7 - 8 |
30 | British American Tobacco | 25-26 | -9 |
31 | Danone | - | - |
32 | Госструктуры | - | - |
33 | Apple | 27 | -6 |
34 | СТС-Медиа | 11 | -23 |
35 | Альфа-Банк | 15 | -20 |
36 | Студия Артемия Лебедева | 47 | 11 |
37 | РАО "ЕЭС России" | 38 | 1 |
38 | Intel | 25-26 | -25 |
39 | Schlumberger | - | - |
40 | Российские железные дороги | - | - |
41 | L"Oreal | 28-30 | -24 |
42 | Boston Consulting Group | - | - |
43 | Toyota Motor Corporation | - | - |
44 | adidas Group | - | - |
45 | Independent Media Sanoma Magazines | 33 | -12 |
46 | Maersk | - | - |
47 | Siemens | - | - |
48-50 | Евросеть | - | - |
48-50 | Уралсиб | 43 | -12 |
48-50 | Норильский никель | - | - |
Источник таблиц: Портал "Акция.Карьера"