Неравные величины: малый против среднего
Члены петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка считают, что государство должно пересмотреть свою стратегию развития России, ориентированную на крупные транснациональные корпорации.
Тема извечного противостояния малых предприятий (МП) и среднего и крупного бизнеса стала основной на ежегодной V конференции Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, которая состоялась на днях
Как объяснил глава ассоциации Алексей Третьяков, закредитованные по уши
Особенно ярко это проявляется в торговой сфере. Власти последовательно проводили курс на вытеснение мелкорозничной торговли сетевыми ритейлерами (в петербургской Концепции развития потребительского рынка, например, так и записано: «Стратегической задачей является развитие сетевого принципа торговли, привлечение в город крупных торговых сетей»). В результате с 2005 года доля сетей в общем товарообороте Петербурга выросла с 63 до 82,4%, а малых предпринимателей – сократилась вдвое – с 37 до 17,6%.
Когда у сетевиков начались проблемы с выплатами по кредитам и расчетам с поставщиками, возникла реальная опасность: либо полки гипермаркетов опустеют, либо они начнут массово закрываться. Чтобы спасти ситуацию, государству в лице Сбербанка и ВТБ пришлось согласиться на кредитование сетевиков. Заявки на получение стабилизационных кредитов на общую сумму 50 млрд рублей подали десять продуктовых ритейлеров, два из которых – «Седьмой континент» и «Магнит» – деньги уже получили. По остальным (X5 Retail Group, «Дикси», «Лента», «О’Кей», «Холидей», «Мосмарт», «Виктория» и «Копейка») банки готовят соответствующие решения.
Везет или не везет
Практически все основные игроки ритейлового рынка либо «заезжие» (как французский «Ашан», турецкий «Рамстор» и др.), либо, имея российское происхождение, давно обзавелись иностранными собственниками (X5 Retale Group,
Впрочем, по мнению советника председателя Совета Федерации Наталии Евдокимовой, как раз сейчас малому бизнесу неожиданно повезло: «Сверху как из рога изобилия последовали директивы о поддержке малого бизнеса, о том, что его „не надо кошмарить“. Значит, и на местах политика изменится. Так что надо постараться как можно удачнее использовать появившиеся возможности». Одна из них – недавно предоставленный МП шанс выкупить годами арендуемые ими помещения. В начале 2008 года Госдума приняла закон, закрепляющий за бизнесменами такое право, причем на льготных условиях (правда, действовать этот порядок будет всего полтора года).
Однако не все предприниматели разделяют оптимизм Наталии Евдокимовой. Условия выкупа определяются местными законами. В некоторых регионах, где они уже приняты, создана реальная возможность приобрести помещения (так, в Вологде малым предпринимателям разрешается льготный выкуп объектов площадью до 1,5 тыс. кв. м с рассрочкой до пяти лет). В других субъектах власти установили слишком жесткие условия выкупа. Рассматриваемый петербургским ЗакСом законопроект, принятый в прошлую среду во втором чтении, предполагает, что выкупу подлежат лишь помещения площадью до 500 кв. м, рассрочка – три года.
Не для всех
Как поясняет депутат ЗакСа Александр Ольховский, через «сито» дополнительных ограничений закона пройдет лишь незначительная часть из 18,5 тыс. петербургских предпринимателей, арендующих площади у города. Глава департамента кредитования малого предпринимательства Балтинвестбанка Марина Вилис полагает, что еще одна серьезная проблема, с которой могут столкнуться МП при выкупе, – оценка их помещений. Дело в том, что большинство арендаторов в свое время получили от города объекты в весьма плачевном состоянии и привели в порядок за свой счет, повысив их стоимость. Оценка же будет производиться по рыночным условиям, так что фактически предпринимателям придется еще раз заплатить за сделанные ими улучшения. «Надо все разбомбить в своем помещении, да еще и затопить его водой», – в шутку посоветовала Наталия Евдокимова. Впрочем, не исключено, что многие арендаторы, готовясь к выкупу, примерно так и поступят.
Председатель КУГИ Игорь Метельский считает, что если сделать условия выкупа мягче, то это приведет к слишком большим потерям городского бюджета. По его подсчетам, даже если бы прошел первоначальный вариант закона (при внесении документ ограничивал срок выплат двумя годами, а площадь выкупаемого объекта могла быть не более 50 кв. м), казна недосчиталась бы 2 млрд рублей. Правда, Ольховский отмечает, что никаких подробных расчетов на эту тему КУГИ в ответ на его депутатский запрос так и не представил. «Сейчас мы просто водим руками, не имея экспертных оценок. Возможно, это действительно большие потери для бюджета. Но с другой стороны, у нас нет данных, сколько рабочих мест сохранится, если малые предприятия смогут выкупить свои помещения, а значит, продолжат свой бизнес и не окажутся бременем для бюджета, встав на биржу труда, сколько город получит от них в виде налогов и т.д.», – добавляет Александр Ольховский.
Читайте также: