Внесены новые поправки в закон о госзакупках
После того как президент Дмитрий Медведев объявил, что закон о госзакупках должен быть изменен, поскольку масштабы коррупции в этой сфере просто огромные, в Госдуму стали поступать новые законопроекты о внесении изменений в закон о госзакупках.
Свои инициативы уже представили депутаты, причем сразу в двух законопроектах. Пока авторы предлагают ускорить внедрение электронной системы госзакупок и разрешить малому бизнесу получать госзаказы на сумму более 3 миллионов рублей. Есть еще технические правки, но они не дают существенных перемен в системе госзакупок.
Основное, что предлагают депутаты, это снять ограничения для малого бизнеса для участия в государственных закупках. Сегодня при размещении госзаказа на поставку товаров на малых предприятиях начальная цена контракта не должна превышать 3 миллионов рублей. А на представление услуг - 2 миллионов рублей. Авторы поправок считают, что малый бизнес уже подрос и готов бороться с крупными компаниями за государственный заказ. Поэтому предлагается предельное значение в законе не устанавливать, а отдать регулирование финансовых пределов правительству.
Вторая часть поправок касается электронных торгов. В настоящее время закон устанавливает ограничение на проведение электронных аукционов. Их можно проводить на сумму до 1 миллиона рублей. С 1 января 2010 года данные ограничения будут сняты.
Авторы поправок уверены, что сделать это надо раньше, и предлагают снять ограничения уже в первом полугодии будущего года.
Ранее в Госдуму свои инициативы вносили регионы. Авторы законодательных инициатив предлагали дать возможность заказчику на любом этапе размещения заказа отстранять от процедуры размещения заказа лиц, сведения о которых содержатся в реестре недобросовестных поставщиков.
Сегодня, как отмечают эксперты, периодически складывается ситуация, когда сведения об участнике размещения заказа появляются в реестре недобросовестных поставщиков после окончания процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе или аукционе, но до окончания процедуры размещения заказа. Однако отклонить такого недобросовестного поставщика уже нельзя. Получается, что победителем конкурса (аукциона) может стать участник, который не исполняет своих обязательств по государственному контракту, ведь именно таких заносят в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить заказчику право выбора формы проведения торгов при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог. В настоящее время размещения заказа на указанные виды работ могут проводиться только путем проведения аукциона.
Далее законопроектом было предложено установить требования, указанные в статье 11 Федерального закона, а именно соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. То есть в случае проведения запроса котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих наличия лицензии, участник обязан ее иметь, и тому подобное.
Помимо данных изменений законопроектом предусмотрена возможность установления правительством РФ с учетом отраслевых особенностей предмета размещения заказа дополнительных требований к участникам размещения заказа. В частности требований о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа. При этом качество товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа, обеспечивается и обосновывается наличием производственных мощностей, состав которых обусловлен отраслевой спецификой.
Новые поправки также предусматривали сокращение сроков размещения заказа путем проведения конкурсов, поскольку действующие сроки, считают авторы законопроекта, слишком затягивают все процедуры. Предлагается сократить период от даты публикации извещения о проведении конкурса до даты вскрытия конвертов с 30 дней до 20 дней и период внесения изменений в конкурсную документацию и извещение с 20 до 15 дней. Также законопроектом предлагается по всем процедурам установить срок передачи проекта контракта участнику, с которым контракт должен быть заключен, продолжительностью 5 рабочих дней вместо 3 рабочих дней, которых бывает явно недостаточно.
Между тем правительство тоже должно в самое ближайшее время представить свой блок поправок в законодательство о госзакупках. Какими будут эти изменения, пока никто не знает. Известно, что согласно обнародованному плану антикризисных мер правительство должно поддержать внутренний спрос через госзаказ. Пакет мер поручено подготовить профильным министерствам, среди которых минэкономразвития, ФАС, минпромторг и минфин. Речь пока идет о введении ценовых преференций для российских поставщиков по госзакупкам на уровне 5-25 процентов и о приоритетных закупках товаров массового производства по госзаказу. Как государство будет при этом бороться с "откатами", пока не ясно.