Инструкция по выживанию, или Десять заповедей малого предпринимателя
Как оказалось, С.-Петербург был опытным полигоном для отработки установления гегемонии торговых сетей. Конечно, потери для малого бизнеса оказались колоссальными, еще больший системный ущерб был нанесен всему городскому социуму, и даже шире – всему региону. Однако заказчики остались довольны, и признанные эффективными методики геноцида было решено распространить на всю страну, почему они и легли в основу уже федеральных законов – о рынках (2006), об основах розничной торговли (2010), а также грядущего «антитабачного» законопроекта.
И сети, как метастазы, поползли теперь уже по всей стране. И вот тут предпринимательская общественность проснулась и решила объединиться в борьбе за выживание, создав для этого даже целую всероссийскую "Ассоциацию киоскеров" (название на мой взгляд не совсем удачное, ибо на самом деле речь идет обо всей мелкорозничной торговле), чему и был посвящен учредительный съезд ассоциации, прошедший в Москве 3 октября. Теперь и наш опыт оказался очень даже востребованным, ведь вот уже скоро 10 лет, существуя на временно оккупированной территории, мы вынуждены были разобраться в обоих извечных вопросах – и «Кто виноват?», и, что более важно – «Что делать?» и даже свели технологию эффективного поведения в некое подобие «Десяти заповедей», или, если угодно – в Кодекс малого предпринимателя розничной торговли. Думается, эта "Инструкция по выживанию" будет полезна и начинающим малым предпринимателям, еще не до конца избавившимся от иллюзий, исправно навеваемых государственной пропагандой.
1."Помни Оккама".
В соответствии с "принципом бритвы" этого средневекового британского философа, нет смысла искать в действиях властей ошибки или несуразицы, равно как и добиваться замены одного чиновника на другого.Заказчик геноцида малого бизнеса известен, это — крупный капитал, желающий извлекать сверхприбыли в бесконкурентной среде, поэтому любой, натянувший на себя чиновничий мундир, будет обязан продолжать "генеральную линию партии и правительства" под названием "Сети — это наше все".
2.«Государство есть аппарат насилия в интересах правящего класса».
Эта марксистская цитата во многом объясняет происходящее. Поскольку нынешний правящий класс в России можно обозначить как «нерушимый блок чиновников и олигархов», а сетевики там явно не последние люди, то ради возможностей извлекать им сверхприбыли государство и работает. И бессмысленно обращать внимание на колоссальный ущерб для общества – ведь главное, что своим «классово близким» — хорошо. Так, даже присвоенную международным рейтинговым агентством С.-Петербургу позорную кличку «мировой столицы сетевого ритейла» (по оценкам экспертов, сетевики давно уже контролируют в городе на Неве более 85 процентов розничного рынка) матвиенковские чиновники долгое время старались преподнести как достижение. Иными словами, государство прекрасно понимает, что и в чьих интересах оно творит и уговорить его поменять позицию не удастся.
3.«По заветам Дейла Карнеги».
За 20 лет в России умудрились построить наиболее человеконенавистническую модель капитализма с гипертрофированной ориентацией на личный успех и провозглашенной Ельциным национальной идеей «Обогащайся, кто как может!». Поэтому апеллировать к сегодняшнему российскому обществу с плачем «мой киоск снесли, меня обанкротили, мои дети голодают» бессмысленно – чужие проблемы сегодня интересуют только в шоу Малахова. Говорить нужно о том, какие проблемы возникли у окружающих из-за того, что вы больше не работаете. Так, массовая ликвидация мелкой розницы в городе привела к монополии сетевого ритейла со всеми вытекающими монопольными прелестями — продукты питания повседневного спроса у нас уже на 10-15 процентов дороже даже чем Москве, их качество упало пропорционально росту цен. Местные производители не могут попасть на сетевые полки и разоряются, а тем, кто все-таки пробился, приходится заниматься фальсификациями – жесточайшие ценовые условия сетей не оставляют им выбора. В результате в СПб массовым видом туризма стали поездки в Финляндию за едой – оказалось, что это не только значительно качественнее, но и существенно дешевле.
4.«На войне как на войне».
Как только примутся за вас, государство пошлет в атаку все свои виды вооруженных сил – танковые колонны МЧС, эскадрильи налоговиков-бомбардировщиков, боевой флот от Роспотребнадзора и диверсионные группы силовиков. Значит, и вести надо себя, как на войне – создавать ложные цели, рассредотачиваться, укрываться. Поэтому – создавайте несколько юридических лиц, куда в случае атаки можно будет эвакуировать активы и персонал, старайтесь регистрироваться и работать на территориях с разной юрисдикцией и пр. В общем – на войне, как на войне.
5."Не верь, не бойся, не проси".
Эта истина, рожденная в лагерях для политзаключенных, как нельзя лучше подходит в качестве инструкции по выживанию и для малых предпринимателей. Помните, что непосредственным организатором вашего уничтожения будет руководитель местного органа исполнительной власти . Именно он будет призывать вышеупомянутые правительственные войска и координировать их огонь. Так, в моей собственной практике глава района так настойчиво требовал от спецструктур «полной ликвидации», проводя по этому поводу еженедельные совещания, что пожарные от МЧС от бессилия (придираться уже было не к чему), вынуждены были оштрафовать меня за то, что продавцы работают без … противогазов. Иными словами, договариваться с местными чиновниками бессмысленно – ведь именно они будут в ответе за вашу своевременную ликвидацию в «час Ч».
6.«Гласность — наше оружие».
Мы живем в информационную эпоху, поэтому, если о событии не сообщили ТВ и интернет – его вроде как и не было. Иными словами, нужно максимальное информационное обеспечение борьбы за свои права и права сограждан. Пресс-конференции, «круглые столы», акции протеста и тому подобное. – прекрасные поводы привлечь внимание СМИ. Только широкомасштабная огласка действий властей, показывающая их очевидную глупость или вредоносность, может заставить их испугаться и отступить.
7.«Скажи мне, кто твой друг…»
Рано или поздно созданные при органах власти всяческие «общественные советы» становятся более или менее коллаборационистскими (этого несложно достичь, отбирая и заменяя соответствующие руководящие кадры). Следовательно, нам необходимо создавать свои, действительно независимые общественные структуры, пользующиеся доверием и предпринимателей, и общества, и СМИ. Чтобы именно их голос, а не «придворных общественников» звучал громче и убедительнее. Чтобы были те, кто действительно представляет и выражает интересы бизнес-сообщества и социума.
8.«В единстве наша сила».
Известный пастор, всю Вторую мировую просидевший в нацистском концлагере, по освобождении сказал: «Когда пришли за евреями, я промолчал – я же не еврей. Когда пришли за профсоюзными деятелями, я промолчал – я же не профсоюзник. Когда пришли за коммунистами, я тоже промолчал – я же не коммунист. Но вот когда пришли за мной, рядом уже не было никого, кто мог бы возвысить свой голос в мою защиту».
К сожалению, мы в свое время эту истину забыли, и нас били по одному. Когда начали системно уничтожать торговлю на остановках общественного транспорта, торговцы у метро радовались – у них же увеличится поток покупателей! Когда принялись за «метрошников», радовались работники торговых зон. Но потом уничтожили и их. Иными словами – полное единение и взаимовыручка, когда на защиту одного сносимого киоска встает и все предпринимательское сообщество, и все протестные группы. Твердо помня: если сегодня не защитишь соседа – завтра примутся за тебя.
9.«Закон суров, но это закон».
Как известно, болезнь проще предупредить, чем лечить. В нашем случае проще не допустить принятия варварского нормативно-правового акта, чем потом заниматься почти безнадежной деятельностью по его изменению или отмене. Иными словами, нравится это или нет – необходимо тщательно следить за всеми законодательными потугами федеральных и местных думцев, вовремя отслеживать их злокозненные инициативы, бить в набат и мобилизовывать на оборону общественность, предпринимательские круги и СМИ. Точно также надо поступать в случае угроз конкретному бизнесу/предпринимателю. Твердо помня: «само не рассосется», а молчание жертвы только провоцирует агрессора и внушает ему чувство безнаказанности.
10.«Политика есть концентрированная экономика».
Это знаменитое ленинское выражение оспорить еще никому не удалось, как не удалось разделить на разные части понятие «политэкономия». Поэтому те предприниматели, которые утверждают, что они занимаются только бизнесом, а к политике никакого отношения не имеют, либо искренне не понимают существа вопроса, либо лукавят. В нашем случае политический партнер просто необходим — хотя бы потому, что законы принимают парламенты, а они избираются по партийным спискам. Каждый волен делать свой выбор, хотя он, в общем-то, и невелик. Так, предельно точно охарактеризованная Навальным партия подходит на роль врага, но отнюдь не партнера: ее ведущие городские функционеры лично руководили бульдозерными зачистками, а парламентское лобби продавливало самые варварские законы. Ее сине-желтый филиал, по недоразумению числящийся как самостоятельная партия, много больше интересуется мытьем армейских сапог в Индийском океане, нежели проблемами малого предпринимательства. В общем, городской малый бизнес свой выбор сделал: на прошедшем в феврале съезде он единогласно проголосовал за стратегический союз с компартией — и не ошибся.
Завершая, есть смысл сказать и об итогах прошедшего в Москве съезда — они оказались приятно неожиданными. Во-первых, необычно высокой оказалась явка — из 85 делегатов присутствовало 83, а ведь добраться из Калининграда и Владивостока сегодня непросто и недешево. Во-вторых, многие уже поняли не только бессмысленность, но и откровенную вредность так называемого "конструктивного диалога" с властью, проводящегося по известной схеме "и волки сыты, и овцы целы, и пастуху — вечная память", где за малым бизнесом навсегда закреплена роль последнего. И предложили от униженных просьб в адрес "слуг народа" переходить к требованиям: в конце концов, они не более, чем слуги (как афористично выразился один из делегатов: "Иначе мы так раскачаем им лодку, что их крысу просто вытошнит"). И в третьих, во многих регионах тоже поняли необходимость контактов с политическими партиями, и остановили свой выбор на КПРФ. Что, в принципе, неудивительно, ведь враг-то общий — чудовищный олигархический капитализм. Так что главные лозунги сегодняшнего дня — "В борьбе обретем мы право свое" и "Наше дело правое — мы победим!".
Примечание: текст планируется к публикации в газете "Котлин".
15/10/2012