Чем хуже, тем лучше? Стоит ли начинать стартап в ожидании кризиса?
Без разницы когда вы начинаете свой стартап. Если у вас правильная команда и есть уверенность в том, что вы делаете — начинайте!
Мой знакомый Никита Шамгунов, сооснователь MemSQL, стартовал свой проект буквально через несколько месяцев после получения опционного предложения в Facebook. При этом опцион был еще "не вызревший". Фактически, в руках были гарантированные несколько миллионов долларов при выходе Facebook на IPO или максимальные риски собственного проекта.
Главными факторами принятия решения для Никиты стало понимание, что, может быть, в следующий раз не хватит запала начать проект, а сейчас есть идеальный сооснователь и окно технических возможностей, которое через 1-2 года просто закроется.
Иными словами, ответ на вопрос о том, начинать ли стартап в кризис или нет, один: начинать, если вы чувствуете: самое время делать то, что запланировано!
Если говорить об экономических факторах, то все знают, что следование рынку позволяет только минимизировать потери, но не заработать. Если все покупают и вы тоже начинаете покупать, то, скорее всего, вы опоздали, если все продают и вы начали продавать, то тут вы тоже уже опоздали. Надо создавать тренды, а не следовать им.
Наверное, все помнят эпизод из фильма "Форрест Гамп", когда вышедшая в штормовое море шхуна осталась единственной уцелевшей, а потом собирала обильный улов. В случае со стартапом, начатым в кризисный для экономики период, складывается похожая ситуация: вас будет сильно штормить, но после прохождения «Долины смерти» вас будет ждать обильный улов, так как конкурентов просто не останется.
Самым сложным фактором для стартапа, начатого в кризис, является прижимистость инвесторов. Свободных денег становится меньше. Оценки, по которым привлекаются инвестиции, — пессимистические. А с некоторых рынков деньги уходят совершенно.
Трудно. Но если говорить про ИТ-стартапы, то их можно делать на бутстрепе. И как раз проще "затянуть пояса", когда все вокруг тоже с трудом сводят концы с концами.
Еще одним преимуществом кризиса является доступность очень качественных сотрудников, которых в обычной экономике практически невозможно нанять — как из-за их неподъемной стоимости, так и из-за большого количества предложений на рынке. Кризис — время укреплять команду!
Идеальной ситуацией для ожидающих кризис будет поднять «раунд» инвестиций непосредственно до его начала.
Если это случилось, то считайте это подарком судьбы. Но только не рассчитывайте, что это будет вашим главным конкурентным преимуществом.
Кризис для стартапа хорош еще и тем, что если проект решает мнимые задачи, то в обычной экономике вы могли бы привлекать инвесторов в такой проект несколько раундов, но, в конце концов, все равно закрыли бы компанию. Выживший же в условиях кризиса проект однозначно решает настоящие задачи клиентов и умеет это делать с минимальными расходами.
Таким образом, в пессимистическом случае вы потратите меньше времени из своей активной карьеры на работу в проекте-зомби, а в случае удачи — все-таки сделаете непобедимую компанию.