Как списать украденные товары?
Воровство в магазинах не только мешает работе торговых сетей, но и создает помехи в бухгалтерском учете, поскольку в современном законодательстве не предусмотрена операция списания таких товаров.
Чиновники разрабатывают законопроект, который поможет вывести украденное из-под налогообложения. Поможет ли этот документ предпринимателям?
Во всем мире в результате краж ритейлеры теряют товары на сумму свыше 10 миллиардов долларов ежегодно. По оценке ЮНЕСКО, «шоп лифтинг», или несанкционированный вынос продукции из торгового зала, стал самым распространенным видом преступлений. Каждый одиннадцатый человек на планете – магазинный вор: за прошедшие 5 лет по этому обвинению было задержано 10 миллионов подозреваемых.
С данной проблемой сталкиваются все магазины: от овощных до ювелирных. Но особенно много краж происходит в супермаркетах, поскольку у них самый большой ассортимент и простой доступ к продукции. С каждым годом таких торговых организаций в России открывается все больше, и проблема хищений становится актуальнее.
«Норма усушки»
Как утверждают старожилы розничной торговли, с кражами в магазинах продавцы столкнулись отнюдь не сегодня: еще в советское время существовала «норма усушки», которая составляла 0,03 процента от оборота. Сейчас, в зависимости от типа товара, формата бизнеса и его географии, уровень воровства составляет от 0,25 до 5 процентов. Эти данные не обладают 100-процентной точностью, так как большинство ритейлеров покрывает свои убытки за счет покупателей или продавцов и скрывает истинные потери, чтобы сохранить репутацию.
Уже давно ни для кого не секрет, что основную часть краж совершают не покупатели, а персонал магазина. По данным охранных агентств, коллектив торговой сети замешан в 80 процентах фактов воровства. Причем «аппетиты» сотрудников не зависят от успешности бизнеса и даже вида товара.
Уже давно ни для кого не секрет, что основную часть краж совершают не покупатели, а персонал магазина.
Установить факт воровства
НК признает стоимость товаров, вынесенных из торговых залов, так называемыми внереализационными доходами и вынуждает предприятия торговли платить налог на прибыль. Формально никто не отменял изданный еще в 1984 году приказ Министерства торговли РСФСР, определяющий ставки списания потерь от кражи в магазинах самообслуживания. В соответствии с этим документом, универсамы вправе были уменьшать доходы на 0,3 процента, продавцы игрушек – на 0,23 процента и т.д. Но Минфин считает, что сейчас применять эти нормы нельзя. Убытки разрешается списывать, только если факт хищения и отсутствие виновных лиц документально подтверждены полицией. Не досчитавшись товара в ходе инвентаризации, супермаркеты должны подавать заявление о краже, требовать возбуждения уголовного дела, и только после того, как оно будет прекращено – списывать затраты. Такой порядок установлен в подпункте 5 пункта 2 статьи 265 НК. Торговые организации имеют право признавать потери от хищений в фактическом размере, в случае если будут выполнены все указанные условия. Однако правоохранительные органы не желают заниматься изначально провальными расследованиями и портить статистику.
Минфин: Убытки разрешается списывать, только если факт хищения и отсутствие виновных лиц документально подтверждены полицией.
Списать потери
Торговые сети испытывают большие сложности с учетом стоимости украденных товаров. Даже если магазин провел инвентаризацию и должным образом оформил данную процедуру – составил описи, акты списания, сличительные ведомости и произвел расчеты потерь – это еще не является основанием для отнесения убытков ни к материальным расходам (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК), ни к прочим (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК), ни к внереализационным (ст. 265 НК). К такому заключению пришел ФАС Центрального округа в Постановлении от 11 июня 2010 года по делу № А48-4388/2009. С ним согласился ВАС РФ (Определение от 11.11.2010 г. № ВАС-13572/10 по делу № А48-4388/2009). Судьи объяснили свою позицию тем, что представленные документы не позволяют определить, какие конкретно обстоятельства послужили основанием для списания товаров. То есть не ясно, по какой причине продукция пропала из магазина, кто стал виновником ее кражи, и есть ли бумаги, подтверждающие факт воровства.
Взыскать недостачу
Не имея возможности списывать потери от краж товаров, руководство супермаркетов решает проблему другим путем – взыскивает недостачи с работников: охранников, кассиров, менеджеров торгового зала. Такие методы борьбы с потерями директора объясняют тем, что в обязанности этих сотрудников входит обеспечение сохранности товара. Штрафы начисляются как на текущую заработную плату, так и на выплаты при увольнении. Бывали случаи, когда человек уходил из фирмы, вообще не получив расчета.
Не имея возможности списывать потери от краж товаров, руководство супермаркетов решает проблему другим путем – взыскивает недостачи с работников: охранников, кассиров, менеджеров торгового зала.
Оснований для таких взысканий, по сути, не имеется. Работники могут оспорить действия руководства в суде. Согласно статье 239 Трудового кодекса, материальная ответственность сотрудника исключается, если убыток возник из-за того, что компания не обеспечила надлежащих условий для хранения имущества, вверенного персоналу.
Еще одним способом покрытия ущерба является включение потерь в стоимость товара. То есть, расплачиваясь на кассе, покупатель рассчитывается за себя, и за того человека, который украл что-то из магазина. Однако завышать цены бесконечно владельцы торговых сетей не могут, поэтому проблему необходимо решать с помощью совершенствования законодательства.
Снижение налогов
Ритейлеры уже давно говорят о необходимости внесения поправок в НК, которые будут освобождать от налогообложения украденный товар. Однако чиновники долгое время игнорировали предложения продавцов. Причины тому две. Во-первых, отсутствует методика расчета фактических потерь. Во-вторых, любая возможность не платить отчисления в бюджет становится в нашей стране основой для создания схемы по уходу от уплаты сборов.
Минфин неоднократно выступал против проекта, который избавил бы магазины от необходимости платить отчисления с украденных товаров, аргументируя это тем, что казна недосчитается внушительной суммы примерно в 38 млрд рублей. Специалисты финансового ведомства подчеркивают: большинство фактов воровства в торговых залах остается недоказанным, при этом виновные лица отсутствуют. То есть подтвердить потери практически невозможно. Владельцы торговых сетей возражают: полиция просто не возбуждает дела по подобным происшествиям. Однако теперь, похоже, противостояние чиновников и ритейлеров завершится в пользу последних. Уже этой осенью правительство планирует рассмотреть законопроект о снижении налогов на организации с учетом их потерь из-за кражи товаров. Подготовкой этого документа занимаются Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ). Участники рабочей группы должны определить, каким станет максимальный уровень списания потерь, связанных с хищением товаров, прописать механизмы учета таких убытков, привести финансово-экономические обоснования введения этой нормы и рассчитать выпадающие доходы бюджетной системы.
Уже этой осенью правительство планирует рассмотреть законопроект о снижении налогов на организации с учетом их потерь из-за кражи товаров.
На сегодняшний день большинство ведомств пришло к выводу, что уменьшить бремя торговых организаций необходимо. Тормозит введение нового закона только одна деталь: отсутствие механизма расчета и подтверждения потерь, полученных в результате краж. Во многих цивилизованных странах для решения этой проблемы используется фиксированный процент. Но уже сегодня понятно, что такая идея не найдет понимания у специалистов Минфина, поскольку грозит снижением сборов. Поэтому потребуется методика, которая смогла бы отделить добросовестные компании, нуждающиеся в поддержке и уменьшении налогов, от мошенников, которые попробуют воспользоваться новой лазейкой в законодательстве, чтобы получить незаконную выгоду.