Профессия будущего. Профайлер
H&F рассказывает о профессиях, которые станут востребованными в будущем. В этом выпуске — профайлер, человек, который распознаёт ложь при выдаче кредитов, найме на работу и переговорах.
Начиная с 1960-х годов профессор Калифорнийского университета Пол Экман и его коллега Уоллес Фризен создавали единую Систему кодирования выражений лица. Комбинации движений 5 мышц сформировали базу из более 10 000 гримас — разобравшись, что значит то или иное выражение, можно угадать намерения человека, а подчас и мысли.
Перенесёмся в Россию. По итогам 2011 года объём выданных беззалоговых кредитов вырос почти вдвое и составил 5,2 трлн рублей. При этом банкиры зафиксировали рост «плохих долгов» — на счета не вернулся каждый десятый рубль. Скоринг показал неспособность отсеять всех «токсичных» клиентов. Снизить потери финансистам помогают профайлеры — специалисты по распознаванию лжи, вызубрившие Систему кодирования выражений лица. Впрочем, в их услугах нуждаются и другие бизнесмены.
О профессии
ПРОФЕССИЯ |
Профайлер |
|
КОГДА ПОЯВИЛАСЬ |
В России не более 5-7 лет назад |
|
ОБЯЗАННОСТИ |
Распознавание лжи в ходе интервью с заёмщиками банков, выявление мошеннических схем при оформлении страховки, сопровождение деловых переговоров |
|
КОМУ ПОДХОДИТ |
Выпускникам факультетов психологии, полиграфологам |
|
ЗАРАБОТОК |
От 200 000 рублей в месяц |
|
КЛИЕНТЫ |
Банки, страховые компании, государственные структуры, службы безопасности, адвокатские бюро |
Изначально профайлингом называли выявление террористов, а технологию использовали в аэропортах: при предполётном досмотре пассажиров задача профайлера состояла в том, чтобы не допустить на борт человека со взрывчаткой. Пионером выступил израильский авиаперевозчик El Al — компанию признали одной из самых безопасных в мире.
Со временем искусство разоблачения лжи вышло за пределы служб безопасности. Профайлинг всё популярнее у бизнесменов: собственники и топ-менеджеры компаний хотят оценивать намерения и достоверность высказываний своих сотрудников, партнёров, клиентов.
|
В ДЕНЬ ПРОФАЙЛЕР РАБОТАЕТ МАКСИМУМ С ДВУМЯ КЛИЕНТАМИ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ ОШИБОК.
|
|
Как правило, специалист сам приезжает на переговоры к клиентам, но иногда принимает стороны у себя в офисе. Самый распространённый формат работы — проведение интервью, в ходе которого профайлер пытается понять, говорит ли человек правду: наблюдает за ним, его жестами, мимикой, за тем, как он реагирует на вопросы, испытывает ли стресс при беседе.
Иногда, чтобы убедиться в своих выводах, профайлер записывает беседу на видео, чтобы зафиксировать детали, которые могли ускользнуть при личном контакте, и потом просматривает запись.
|
Ульяна НИКОНЕНКОПрофайлер, владелец компании «Политраст» |
Как пришла в профессию
Я училась в РГГУ на факультете психологии. После окончания я первое время наблюдала за работой своего преподавателя, ездила с ним в разные организации, набиралась опыта. А потом открыла собственную компанию, которая сначала занималась проверками на полиграфе — «детекторе лжи» — в абсолютно разных сферах: от сотрудничества с госструктурами до проверок в ресторанах и так далее. Со временем я поняла, что информацию о человеке можно считать и без полиграфа. Начала интересоваться, есть ли такая профессия, которая позволяет визуально определить, врёт ли человек. Тогда я и узнала о профайлинге и поехала учиться в Международную академию по исследованию лжи в Болгарии. Получив диплом, включила профайлинг в список услуг своей компании.
Где учиться профессии
Конечно, нужно иметь базовое образование. Без знаний, которые я получила на психфаке, заниматься профайлингом было бы невозможно. Нужно постоянно повышать уровень квалификации. Я веду переписку с сообществом, которое группируется вокруг Пола Экмана, крупнейшего в мире специалиста в области психологии эмоций и распознавания лжи, консультанта сериала «Обмани меня».
Профайлерами в основном работают мужчины, потому что многие клиенты в России хотят видеть представительного джентльмена. Хотя женщины гораздо более чутко реагируют на ложь.
В России профайлинг пока не развит. Можно пройти экспресс-курс, где дают общий набор знаний, советуют литературу, разбирают видеозаписи, но это не полноценное обучение, а скорее тренинги, позволяющие сотрудникам организаций, которым необходимо уметь распознавать ложь — банков, страховых компаний и так далее, — научиться базовым вещам.
Как строится работа
Услуга «интервью» популярна у банков, которым мы помогаем принять решение, можно ли выдавать кредиты. Речь идёт по большей части о потребительских кредитах. Но мы занимаемся и проверкой надёжности юрлиц. Был случай, когда компания, которая обратилась за кредитом в 10 млн рублей, хотела предоставить в качестве залога оборудование, которое по документам было практически новым. Но в ходе интервью мы выяснили, что оборудование изношенное, а стоимость его низкая. Так банк застраховал себя от ненадёжного кредита.
|
БЫВАЮТ И ОБРАТНЫЕ СИТУАЦИИ, КОГДА ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ ПОЛУЧИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ, ОЧЕНЬ ВОЛНУЮТСЯ ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ.
|
|
Сотрудники банков часто подозревают их в том, что они что-то скрывают. Если я вижу, что это не так, кредит всё-таки выдают.
Иногда к нам обращаются страховщики, которым мы помогаем выявить мошеннические схемы оформления страховки, — когда случаются, например, ДТП и компания считает, что, возможно, люди подделывают документы, покупают справки, и возникает необходимость в дополнительной проверке.
Есть ещё один формат — бизнес-профайлинг, сопровождение профайлером деловых переговоров. Специалист обычно смотрит со стороны, не вмешивается, в крайнем случае задаёт какой-то вопрос. К такой услуге бизнесмены прибегают, когда хотят убедиться в серьёзности намерений партнёров.
Мы проводим экспресс-курсы, бывает, что человек ездит со мной и смотрит, как я работаю. После такого обучения люди, конечно, не становятся профессиональными профайлерами, и профайлинг не становится их основной деятельностью, но они применяют полученные знания на основной работе, например в банке. Недавно мы обучали сотрудников аэропорта Шереметьево, которые отвечают за паспортный контроль. Конечно, в аэропортах всё проверяется по документам, но иногда возникают дополнительные вопросы.
Деньги
Оплата у профайлеров почасовая. Стоимость часа зависит от сложности заказа и от авторитетности профайлера. Если говорить о границах, участие в интервью стоит от 15 000 до 55 000 рублей в час, в переговорах — от 15 000 до 250 000. Обучение основам профайлинга — от 30 000 до 150 000. В зависимости от того, насколько удачную клиентскую базу собрал профайлер, он может зарабатывать от 200 000 в месяц и больше. Лучшие профайлеры получают предложения из-за границы, там уровень дохода ещё выше.
Перспективы
В Москве максимум пять хороших профайлеров. Это довольно узкая специализация, и люди, которые обладают необходимыми навыками, очень высоко ценятся. Всё больше людей начинают интересоваться профайлингом, хотя, конечно, не каждый способен освоить профессию. Особенно быстро растёт спрос на обучение профайлингу, но большинство выпускников таких академий всё-таки не выбирают профайлинг в качестве основной деятельности, а применяют навыки на работе: в отделе кадров, в банке, в службах безопасности. Спрос на услуги профайлеров устойчиво растёт.
Текст: Сирануш Шароян
Фотографии: Ксения Колесникова
08/11/2012