Самые популярные формы собственности предприятий в России
Наиболее распространенная форма коммерческого предприятия в России – общество с ограниченной ответственностью. Дело в том, что «ооошки» являются самыми простыми с точки зрения как правил открытия, так и ведения деятельности. Для регистрации предприятия необходимы устав, печать и расчетный счет в банке. Кроме этого налоговые органы требуют наличия юридического адреса. По закону ООО имеет право регистрироваться по месту проживания одного из учредителей компании. То есть, к этим фирмам предъявляются самые лояльные требования. Также общества с ограниченной ответственностью пользуются наиболее простыми системами налогообложения, достаточно часто они выбирают УСН, что позволяет отчислять один налог.
Поэтому представители малого и среднего бизнеса активно открывают компании именно в форме ООО. Большое количество подобных фирм во всех регионах страны объясняется еще и тем, что такие компании редко закрывают. Чаще всего их бросают или сдают нулевую отчетность. Общества не предусматривают личной имущественной ответственности учредителей по долгам созданного ими предприятия.
Удивительно, что следующей по популярности формой собственности в России является НКО (некоммерческая организация) – это общество, которое не ставит своей целью извлечение прибыли. Таким образом обычно ставятся на учет благотворительные фонды, политические партии и всевозможные общественные объединения. При этом считается, что в России подобные организации не получили должного развития, однако цифры говорят об обратном.
Быть может секрет популярности НКО в мягком налоговом климате, который создан для них, и отсутствии жесткого контроля. Некоммерческие общества освобождаются от платежей в бюджет, инспекторы редко обращают на них внимание, так как эти организации не получают дохода. Чем в действительности занимаются в России более 688 тысяч НКО, остается загадкой.
Непопулярными остаются в нашей стране формы собственности, которые основаны на членстве, объединении людей, складочном капитале. Всевозможные товарищества и кооперативы предполагают, что управлять ими будет не один человек, а некая команда. Каждый из людей, вложивших свою долю в развитие дела, имеет право голоса и способен влиять на решения руководства фирмы. Видимо, в российском деловом климате равноправие прижиться не способно. Каждый бизнесмен предпочитает отвечать только за себя.
Ирина Голова, эксперт журнала «Расчет», собственный корреспондент Бухгалтерия.ру
19/11/2012