Как правильно построить финансовую модель при написании бизнес-плана
Время, когда можно было идти к инвестору с описательным бизнес-планом на полсотни страниц, прошло. Банк развития в какой-то момент настолько устал от подобных документов, что вывесил на своем сайте свои требования к бизнес-плану и к финансовой модели. Сейчас детальная финансовая информация — важная часть любого бизнес-плана. Но многих предпринимателей, ведущих бизнес не первый год, тот факт, что финансовая модель должна быть создана в формате Microsoft Excel, до сих пор ставит в тупик.
По просьбе Forbes, Дмитрий Ковалев, старший менеджер отдела корпоративных финансов PricewaterhouseCoopers, выделил несколько нюансов, о которых нужно помнить при построении финансовой модели и написании бизнес-плана.
Банки предпочитают, чтобы в финансовой модели были представлены три прогнозных формы — прогноз баланса, прогноз прибыли и убытков, прогноз отчета о движении денежных средств. Если в вашем бизнес-плане один из прогнозов отсутствует, скорее всего, придется переделывать.
Прогноз должен быть составлен как минимум на весь период окупаемости проекта. Таблицы в бизнес-плане лучше приводить с разбивкой, которая будет сохраняться для всех расчетов (например, поквартально).
Банкиры больше доверяют расчетам выручки, которые подкрепляются качественным маркетинговым исследованием, а также письмами или предварительными договорами с потенциальными покупателями на фирменном бланке, с указанием объема закупки (их копии стоит дать в Приложении). Если подобных договоренностей нет и товар неликвидный, специфический, ваш прогноз по выручке будет под большим вопросом. То же самое с прогнозом по затратам. Лучше приложить письма о предварительных договоренностях с поставщиками.
Монопроизводства встречаются редко, обычно статей (драйверов) выручки несколько. Нужно хорошо понимать свой продуктовый ряд и рассчитывать прогноз выручки по каждому из продуктов, дав общую сумму на выходе. Например, бизнес-центр сдает в аренду не только офисы, но и пространство под магазины, кафе, складское пространство. Ставки аренды по всем этим категориям разные. То же самое можно сказать практически про любой бизнес, будь то нефтеперерабатывающий завод или розничный магазин.
Нужно разбираться в нюансах ценообразования на рынке, где вы собираетесь работать. Если речь о гостиницах, то в бизнес-плане не может быть предусмотрена 100-процентная загрузка, никто не поверит. Лучше разбить загрузку по разным категориям номеров (в люксах она может быть и 10%, а по обычным номерам — 70%). Стоит также учесть, что часть номеров вы будете продавать с корпоративными скидками и т. д.
Чаще всего просчитываются три сценария (сценарный анализ) развития бизнеса и составляются базовый, оптимистический и пессимистический прогнозы. Иногда для расчета прогноза по выручке используют анализ чувствительности либо вероятностные методы, например метод моделирования Монте-Карло.
В случае наличия либо возможного появления каких-то специфических рисков проекта банки приветствуют, если в бизнес-плане освещается данная тема и перечислены инструменты, с помощью которых предприятие хеджирует риски.
Основные требования к расчету затрат — разумная детализация, реалистичность, внимание к операционным и капитальным затратам, которые должны быть рассчитаны на весь прогнозный период. Если вы планируете долгосрочный рост, проверьте, позволяют ли это мощности. Иначе банкиры тут же спросят вас, а где капзатраты на расширение производства.
Расчеты по движению денежных средств должны отражать операционный денежный поток (сколько денег пришло от покупателей, сколько ушло на счета поставщиков), инвестиционный (то, что тратится на приобретение новых активов или планируется выручить от продажи имеющихся) и финансовый (тело кредита, дивиденды, увеличение уставного капитала).
При расчете операционного денежного потока должна быть учтена оборачиваемость товара, задержки / разницы как в получении денег от покупателей, так и возможные собственные задержки — это предприниматель должен знать из предыдущего опыта или из анализа деятельности конкурентов. Расчеты по налогам надо делать особо тщательно.
Остаток, который получается на конец года в прогнозе денежных потоков, должен соответствовать тому, что указано в статье в прогнозе баланса. Если они не сходятся, это настораживает. При проверке собственной финансовой модели желательно несколько раз убедиться в правильном функционировании модели, подставляя различные допущения и проверяя при этом, что активы равны пассивам, не возникают отрицательные денежные средства в строке баланса и т. д.
Никаких скрытых листов в Excel, остатков расчетов на полях быть не должно. Если три года фигурируют капзатраты 5 рублей, а в 2013 году вдруг откуда-то берется коэффициент 1,1, нужно объяснять, что запланирован плановый ремонт. Все введенные в модель допущения должны быть указаны на листах допущений, чтобы банкиры могли использовать собственные допущения при проверке финансовой модели и свои цифры и проверить саму модель.
Ирина Телицына заместитель главного редактора Forbes
Источник: Forbes RussiaОригинал: http://www.forbes.ru/svoi-biznes/finansirovanie/40499-nyuansy-postroeniya-finansovoi-modeli
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
Вы решили организовать собственный бизнес, но не знаете с чего начать? Нужно выгодно презентовать проект ...
13.03.2013
Разработка бизнес плана, оценка эффективности, создание финансовых моделей, формирование системы ключевых ...