Итоги года 2012: Алкогольный рынок - и смех, и грех
Виноделы, пивовары и производители крепкого алкоголя пережили крайне бурный год, что было связано не только с волатильностью рынков и тяжелой экономической ситуацией: алкогольная отрасль столкнулась с вандализмом, фальсификацией и даже с "Армагеддоном".
Для традиционного ежегодного материала "The Year in Drink" канадская The Globe and Mail отобрала 8 событий, которые сильнее всего порадовали или шокировали ее обозревателей.
ВАНДАЛ-ИТАЛЬЯНЕЦ И РАРИТЕТНЫЕ ВИНА
Экс-сотрудник знаменитой тосканской винодельни Case Basse был арестован по обвинению в уничтожении от 60 тыс. до 80 тыс. литров вина стоимостью от 190 евро до 500 евро за бутылку (в общей сложности от 20 млн до 40 млн евро).
Вломившись в погреба Case Basse в ночь со 2 на 3 декабря, неизвестные открыли краны сразу нескольких бочек "Брунелло ди Монтальчино" (Brunello di Montalcino), уничтожив будущее красное сухое вино урожая сразу шести лет - 2007-2012 годов.
Brunello di Montalcino - одно из самых знаменитых тосканских вин, его делают из сорта брунелло винограда санджовезе по стандартам, которые были установлены в 1888 году, и выдерживают в дубовых бочках по пять лет.
Злоумышленники выпустили вино из бочек на пол, но при этом ничего не украли.
Владелец Case Basse Джанфранко Сольдера назвал произошедшее "настоящей мафиозной выходкой".
Имущество предприятия было застраховано, но точная оценка убытков пока неизвестна.
ЧАСТНЫЕ ВИННЫЕ МАГАЗИНЫ В ОНТАРИО
Совет виноделов канадской провинции Онтарио провел в этом году активную кампанию за разрешение частных винных магазинов в самом густонаселенном регионе страны.
Организация, представляющая интересы 80% канадских производителей вина, не требует полной приватизации, но хочет, чтобы у государственных магазинов появились независимые конкуренты, как это уже произошло в других канадских провинциях, включая Британскую Колумбию, Саскачеван, Манитобу и Новую Шотландию.
Самый известный продукт канадских виноделов на мировом рынке - ледяное вино (айсвайн), тип десертного вина, изготавливаемый из винограда, замороженного на лозе. Обычно используется виноград сортов рислинг или видаль блан. Мороз должен достигать не менее минус 8 градусов Цельсия.
Именно в Онтарио производят самое дороге ледяное вино в мире. В январе на Ниагарском водопаде, который расположен на территории провинции, пройдет фестиваль ледяного вина, на который съедутся сотни тысяч туристов не только из Канады, но и со всего мира.
МЫ ПЕРЕЖИЛИ "АРМАГЕДДОН"
Пивовары шотландской компании Brewmeister в этом году одарили мир самым крепким пивом в истории - 65% алкоголя по объему, что больше, чем в виски или бренди, а также в среднем в 10 раз крепче большинства сортов пива.
Новый сорт назвали "Армагеддон" (Armageddon), он более тягучий и темный, чем традиционное пиво, и похож на чай, а по консистенции напоминает густой соус.
Предыдущий рекорд - 55% алкоголя - принадлежит сорту другого шотландского производителя BrewDog, который столь же оптимистично назывался "Конец истории" (End of History).
При создании "Армагеддона" шотландцы переняли опыт предков и некоторых производителей "ледяного вина": пиво охлаждают до точки замерзания воды (но не алкоголя), а затем удаляют лед. Подобное "зимнее пиво" (но все же существенно меньшей крепости) варили викинги на зимнее солнцестояние, они же завезли эту традицию на Британские острова.
ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ТРАДИЦИИ И СОЛНЕЧНЫЙ ОЖОГ
Майк Хейес, винодел из австралийского штата Квинсленд, решил возродить древний ритуал сбора урожая, чтобы создать уникальное по качеству красное вино.
По его словам, 4 тыс. лет назад на территории современной Грузии виноград собирали нагишом, что положительно влияло на качество конечного продукта.
Как утверждает М.Хейес, изучавшие древние технологии производства вина в университете, "одежда из звериных шкур, несомненно, содержала бактерии, которые загрязнили бы процесс изготовления вина".
"ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ"
В марте ФБР арестовало индонезийца Руди Курниавана, который продал
поддельные вина на сотни миллионов долларов с аукционов. Мошенник выдавал дешевую продукцию за французский эксклюзив, привлекая покупателей тем, что гарантировал возврат покупок, что в этом бизнесе редкость.
Прибыв в США по студенческой визе в 1998 году, Р.Курниаван едва не был
депортирован в 2003 году. Впоследствии он вел активную светскую жизнь, участвовал в винных торгах Sotheby's в Нью-Йорке. По данным ФБР, свой дом в Лос-Анджелесе он превратил в настоящую лабораторию по подделке вина.
В 2006 году - на пике своей мошеннической карьеры - Р.Курниаван продал вина на $35 млн. В 2007 году его винная коллекция была названа агентством Bloomberg "возможно, лучшей на Земле".
В 2008 году Р.Курниаван поставил на аукцион минимум 84 бутылки вина,
утверждая, что это бургундское Domaine Ponsot, оценив эту партию примерно в $600 тыс. Вино оказалось французским, но дешевым. Виноторговец утверждал, что его Domaine Ponsot было разлито по бутылкам на винограднике Clos St.-Denis в период с 1945 по 1971 год, хотя на самом деле розлив там начали в 1982 году.
Судебное разбирательство по его делу еще не завершено.
ВИНО КАК АКСЕССУАР
Шведская компания Vernissage превратила вино в модный аксессуар еще несколько лет назад, создав картонные пакеты для вина в форме женских сумок с лямками и пластиковым носиком сбоку, который можно спрятать.
Емкость пакетов - 1,5 л и 3 л, вино поставляется из южных провинций Франции. Их цвет - розовый, белый, красный, черный, все в сочетании с золотом и металлизированными уголками - позволяет сразу определить, какое вино содержится в упаковке.
В этом году Vernissage вышла на многие международные рынки, в том числе в США и Канаде. Полная сумка французского вина от Vin de Pays d'Oc будет стоить около $20 за 1,5 л и $40 за 3 л.
ВОДКА СО ВКУСОМ АРАХИСОВОГО МАСЛА
Новый тренд - добавление к водке различных вкусовых наполнителей - получил дальнейшее развитие в этом году.
Мир уже видел водку со вкусом зефира и сахарной ваты, взбитых сливок и различных фруктов. Однако голландская компания Van Gogh - лидер этого сегмента водочного рынка - на этот раз удивила потребителей водкой со вкусом арахисового масла и варенья.
Всего Van Gogh выпускает свыше 20 различных вкусов водки, включая шоколад, эспрессо, ананас и малину. Цена бутылки - от $25,99.
ВИННАЯ КРИТИКА ПЕРЕЕЗЖАЕТ В АЗИЮ
Один из самых влиятельных винных критиков мира, американец Роберт Паркер-младший, известный как "нос-знаток" (Nose That Knows), продал часть акций своего издания Wine Advocate, выходящего с 1978 года, сингапурской компании.
Сумма сделки не была объявлена публично, но, по данным The Wall Street Journal, составляет около $15 млн.
Р.Паркер сохранит за собой пост председателя совета директоров и продолжит обозревать свои излюбленные регионы, в том числе вина Бордо и Роны. Однако руководство изданием будет осуществлять новый главный редактор Лиза Перротти-Браун - из Сингапура. Л.Перротти-Браун долгое время была корреспондентом Wine Advocate.
Переезд легендарного издания в Сингапур отражает растущую важность азиатского рынка как нового мирового центра потребления дорогих вин и других предметов роскоши, считают эксперты.
У издания всего 50 тыс. подписчиков, однако оценка Р.Паркера может в одночасье изменить судьбу вина - и его производителя. Так, WSJ отмечает, что наблюдавшиеся в этом году рекордно высокие цены на бордо Premier Cru - заслуга именно этого критика.