Малый бизнес в сфере бытовых услуг
В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов.
Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.
Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно и обусловлен, стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.
В то же время эксперты отмечают, что российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63 %, юридические лица – 23 % и физические лица – 13 %. Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход.
Сфера услуг, являющаяся составной частью малого бизнеса, сталкивается с проблемами, характерными для большинства предпринимателей:
- отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения предприятий бытового обслуживания;
- трудности в получении кредитных ресурсов и привлечении инвестиций;
- нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники);
- несовершенство правового регулирования отрасли на федеральном и региональном уровнях;
- необходимость повышения уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;
- ценовые барьеры в получении бытовых услуг гражданами со средним и низким достатком;
- недостаточная информированность населения о предприятиях бытового обслуживания и оказываемых ими услугах.
В данном аналитическом материале мы попробуем не только выявить причины отраслевых проблем, но и рассмотрим положительные тенденции развития российского рынка бытовых услуг.
Услуга и ее роль в современной экономике
Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.
Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.
Один из классиков в области маркетинга Ф. Котлер, дает следующее определение услуги:
«Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом».
Услуга по своей сути является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Посещение парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники – все это относят к услугам.
Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли.
Рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут только подлежать ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Спрос на услуги, особенно бытовые, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40 % размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70 % при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.
Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.
В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно развитые страны Северной Америки, Европы, а также Япония и Южная Корея, предоставляющие преимущественно финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские услуги. На долю этих стран приходится более 50 % мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран в мировой торговле услугами значительно меньше, при этом они предоставляют в основном транспортные, туристские и финансовые (оффшорные) услуги.
Россия является импортером и экспортером услуг. Она входит в состав 30 стран – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования.
Особенности рынка услуг
По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
• в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);
• в территориальной сегментации (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
• в высокой скорости оборота капитала (одно из основных пре имуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более коротко го производственного цикла);
• в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);
• в специфике организации производства услуг (обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцента ми услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);
• в специфике процесса оказания услуг (личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);
• в высокой степени дифференциации услуг (связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);
• в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).
Исходя из особенностей и специфики нематериального производства, в последующих главах будут рассмотрены научно-практические особенности маркетинга в основных и наиболее актуальных отраслях сферы услуг: банковских, аудиторских, консалтинговых, услуг сервиса, туризма, гостиниц и ресторанов.
Развитие бытовых услуг в России
Бизнес, связанный с предоставлением бытовых услуг населению, является одним из наиболее сложных в сфере услуг. Сложность ведения этого вида бизнеса связана с невысокой рентабельностью, которая даже у лучших предприятий редко поднимается выше 10%. Одними из основных направлений, обеспечивающих повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, выступают постоянная диверсификация бизнеса и экспансия в регионы.
В то же время, диверсификация бизнеса проявляется в стремлении компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, ежегодно расширять спектр оказываемых услуг. В частности, крупные клининговые компании, действующие на российском рынке, помимо основных услуг по уборке помещений предлагают клиентам и новые специальные услуги: кейтеринг, ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие.
Второй эффективной формой является сетевая, по которой работают предприятия, создающие свои сети благодаря собственным или иностранным инвестициям. Эти сетевые компании развиваются по принципу строительства филиалов, либо используя франчайзинг. Самые представительные сети – в клининге (одном из быстрорастущих сегментов рынка бытовых услуг), который на сегодняшний день включает и новые специальные виды услуг: ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие.
Форма организации работы (создание диспетчерской, принимающей заказы, которые выполняют работающие за процент от получаемой суммы мастера) и доходность выполнения заказа не имеют существенных отличий от работы и рентабельности компаний, действующих на устоявшемся и высококонкурентном рынке, например, в сфере ремонта бытовой техники. Однако предоставление совершенно новой услуги обеспечивает бурный рост числа клиентов за короткое время, который и дает возможность построить устойчивый бизнес.
Современные тенденции развития рынка бытовых услуг в России позволяют полагать, что в значительной мере этот рынок формируют именно сетевые компании, роль которых еще более усилится в будущем.
Для российского рынка бытовых услуг актуальны некоторые проблемы, среди которых одной из основных является невысокая рентабельность бизнеса. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет.
- Низкое качество оказываемых услуг, во многом являющееся следствием таких факторов, как устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала, низкая заработная плата.
- Административные барьеры. Значительное количество проверок, которые не помогают, а мешают деятельности предприятия.
- Нездоровая конкуренция, например, на предприятиях по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Действует значительное количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, что является незаконным, так как такие мастера не платят налогов, арендных и коммунальных платежей и в результате получают сверхприбыли.
Для решения актуальных для современного российского рынка бытовых услуг проблем, по мнению экспертов, эффективны следующие меры:
- Предоставление предприятиям обслуживания населения налоговых льгот, льгот по арендной плате.
- Совершенствование нормативного регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания.
В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу.
Экспертами отмечается значимость разработки институционального механизма регулирования рынка бытовых услуг, основой для которого, в частности, может выступать германская модель. В рамках этой модели предприятия сферы услуг условно подразделяются на две большие группы: предприятия с «особыми» задачами и предприятия, осуществляющие свою деятельность по законам рынка. Деятельность первой группы предприятий направлена на решение государственных задач, а получение прибыли на втором месте. Финансирование этих предприятий зависит от политики государственных органов. К примеру, устанавливаются верхние границы цен, при этом, если предприятие терпит убытки, они покрываются из бюджета. Этим предприятиям представляются многочисленные льготы: денежные кредиты за счет государственных средств, субсидирование государством процентных выплат и т.д. Предприятия второй группы ориентированы на получение прибыли и являются полноправными экономическими субъектами рынка.
Положение в Москве
Лидирующее положение на российском рынке бытовых услуг занимает Москва. На столичный рынок приходится пятая часть всего объема бытовых услуг на российском рынке. По отдельным сегментам рынка бытовых услуг доля Москвы существенно больше, чем пятая часть, в сегментах услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также ритуальных услуг, доля столицы составляет 40 % от общероссийского объема потребления, в сегменте услуг химической чистки и крашения – 44 %, в сегменте прачечных – 47 %.
В настоящее время сфера бытовых услуг Москвы составляет более 10,0 тыс. предприятий с количеством рабочих мест - более 75,0 тыс.
То, что Москва имеет лучшие показатели, в первую очередь, связано с последовательной политикой московских властей, направленной на поддержку сферы бытовых услуг.
Сегодня одной из приоритетных задач Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы является задача «опережающего развития сети предприятий бытового обслуживания».
И задача эта успешно выполняется. Так в течение 2007-2008 открыто 2724 объекта.
Вновь открываемые предприятия, как правило, оснащены современным технологическим оборудованием, которое позволяет использовать эффективные высокотехнологичные процессы и материалы при выполнении заказов на бытовые услуги.
Современные, технически оснащенные предприятия бытового обслуживания, использующие высококвалифицированные кадры, способствуют созданию в Москве комфортных условий для проживания москвичей и гостей столицы.
В январе 2009 года Правительство Москвы приняло Постановление N 25-ПП "О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве".
Данным документом определены приоритетные задачи дальнейшего развития потребительского рынка и услуг города в режиме шаговой (пешеходной) доступности, среди которых - достижение расчетных показателей обеспеченности сетью предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; ускоренное развитие предприятий бытового обслуживания, в том числе комплексных предприятий типа "мультисервис"; создание условий для комплексного приобретения товаров и предоставления услуг населению по месту жительства в каждом микрорайоне города; совершенствование форм и методов обслуживания маломобильных категорий инвалидов, особенно инвалидов-колясочников и лиц с нарушением зрения; комплексное приспособление предприятий потребительского рынка и услуг для нужд инвалидов и других маломобильных групп граждан, в том числе с созданием мест для хранения детских колясок; предоставление городских льгот и гарантий для субъектов малого и среднего предпринимательства на предприятиях шаговой (пешеходной) доступности и т.д. Органам исполнительной власти и префектурам административных округов города даны поручения по организации исполнения указанных задач.
В здании Университета им. М.В.Ломоносова организовано комплексное предприятие бытового обслуживания «Дом быта «Университетский», оказывающее более 20 видов услуг, пользующихся спросом студентов и преподавательского коллектива
Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы не только поставлены задачи, но и намечены системные меры поддержки отрасли, которые обеспечат стимулы, побуждающие развивать сферу сервиса.
Организациям бытового обслуживания, прошедшим процедуру добровольной сертификации, присваивается знак соответствия, который является визуальным средством информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.
К настоящему времени добровольную сертификацию прошли 383 предприятия бытового обслуживания.
Одна из задач развития бытового обслуживания - обеспечение социальной направленности бытовых услуг. С этой целью ведется постоянная работа по развитию и совершенствованию системы льготного обслуживания на предприятиях сферы бытовых услуг. Для упорядочения работы по организации льготного обслуживания в 2005 году внедрена система аккредитации предприятий бытового обслуживания. К настоящему времени аккредитованы 1192 социальных предприятия, предоставляющих льготным категориям граждан скидки от 15 % до 20 %;
Льготное обслуживание в банях регламентируется распоряжением Мэра Москвы от 10.07.1997 № 551-РМ «О предоставлении льгот по оплате услуг бань отдельным категориям граждан», согласно которому инвалиды и участники ВОВ, многодетные семьи, граждане, получивши увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС имеют право на еженедельное бесплатно посещение бань. Ветеранам труда; инвалидам независимо от группы инвалидности; семьям опекунов, имеющим на воспитании несовершеннолетних детей, еженедельно предоставляется 50 % скидка.
В целях оптимизации требований к обслуживанию социально незащищенных категорий населения, под руководством Департамента Институтом региональных экономических исследований разработан стандарт «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования.» ГОСТ Р 52492-2005. Значение этого стандарта - в четком определении понятий «бытовая услуга, «социально значимая бытовая услуга», «малообеспеченные категории населения», и др., а так же разработке нормативов оказания бытовых услуг этим категориям населения. Это дает возможность префектурам, управам районов, органам социальной защиты планировать затраты на оказание бытовых услуг малообеспеченным гражданам.
Большой вклад в обеспечение социальной направленности бытовых услуг инициируется самими предприятиями бытового обслуживания.
Одной из новых форм социальной поддержки населения в сфере бытовых услуг является предоставление скидок на оказываемые услуги в размере 5 % - 10 % держателям социальной карты москвича. Скидки предоставляются также в порядке благотворительности, за счет средств предприятий.
Ежегодно более 3,0 тыс. предприятий бытового обслуживания, из которых 1192 - аккредитованные социальные предприятия, оказывают услуги по льготным ценам более 400 тыс. человек, включая обслуживание по социальной карте москвича (234 предприятия
и 357 приемных пунктов). Одновременно с этим многие предприятия принимают активное участие в благотворительных акциях, приуроченных к различным государственным и городским праздникам (День пожилого человека. День защитника отечества, День победы и др.), предоставляя скидки на услуги за счет собственных средств.
Для предприятий бытового обслуживания актуальной остается проблема подготовки и повышения квалификации кадров.
В настоящее время ведется работа по организации обучения рабочих кадров с использованием накопленного опыта ведущих мастеров и предпринимателей сферы бытовых услуг, освоивших передовые технологии и достигнувших в своей профессии международного признания, а также с привлечением отраслевого научного потенциала.
Ассоциация Русских Уборочных Компаний на базе ГО СПУ «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23» организовала обучение по специальности «Оператор уборочных машин» для клининговых компаний.
Данной ассоциацией и ЗАО «Примекс» совместно с немецкими и финскими компаниями открыт в Москве Международный учебный центр по клинингу по подготовке технического персонала и менеджеров для данной сферы деятельности с пропускной способность от 50 до 400 человек в месяц.
В целях повышения профессионального уровня работающих мастеров при поддержке Департамента ежегодно проводятся отраслевые выставки, конкурсы и чемпионаты международного и городского уровня:
- городской конкурс «Московские мастера»;
- международная выставка «Индустрия чистоты» и «Химчистка и прачечная»;
- городская инновационная выставка-ярмарка «Мультисервис - ХХ1 век» и в ее рамках конкурс «На Кубок Мэра Москвы в области дизайна одежды»;
- международная выставка для профессионалов индустрии красоты «К0SМЕТIК ЕХРО»;
- международная выставка для профессионалов ногтевой индустрии «NAILEXPO»;
- чемпионат Москвы по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру;
- международный фестиваль «Мир красоты» по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру.
Проведение указанных мероприятий вносит весомый вклад в подготовку кадров для сферы бытовых услуг, обеспечивает высокий уровень качества и безопасности данных услуг.
Малый бизнес в сфере бытовых услуг в Санкт-Петербурге
Бытовое обслуживание населения - одна из важнейших сфер городского хозяйства Санкт-Петербурга - в течение последних лет демонстрирует стабильный рост объемов реализации услуг.
По данным КЭРППиТ на потребительском рынке города работает более 7,7 тысяч предприятий бытового обслуживания (с учетом бань).
Рынок бытовых услуг действительно расширяется, но рост сети и рабочих мест идет в основном за счет интенсивного развития парикмахерских услуг и услуг автосервиса, доля которых, в общем, количестве объектов, составляет по парикмахерским услугам – 29 %, по автосервису -13 %. Развитие услуг химической чистки и стирки идет за счет организации приемных пунктов. Отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения химчисток и прачечных сдерживает развитие этих услуг. А эти услуги востребованы населением, особенно в тех районах города, где сохраняются коммунальные квартиры и отсутствуют ванные и централизованное горячее водоснабжение (Петроградский, Василеостровский, Центральный, Адмиралтейский).
Бытовое обслуживание, в основном, представлено организациями малого бизнеса, удельный вес которых составляет более 90 %, причем на долю физических лиц приходится 29 % всего объема бытовых услуг. Всего предоставляется 600 различных видов услуг бытового характера.
В целом показатели обеспеченности бытовыми услугами, в соответствии с нормативами, указывают на стабильный рост сети, однако если рассматривать обеспеченность по видам услуг и обеспеченность этими видами по каждому району, то можно констатировать, что не все так успешно, как представляется на первый взгляд.
Анализируя развитие бытовых услуг, имеющих социальную направленность, или услуги повседневного спроса (ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт металлоизделий, ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуги химчисток и прачечных, ремонт часов), необходимо отметить, что их развитие не обеспечивает потребности населения, и не способствует развитию конкурентной среды. В связи с чем, цены на указанные услуги высоки и затрудняют возможность их получения населением со средним и ниже среднего уровнем доходов, а для малообеспеченных граждан они практически недоступны. Кроме того, завышенные цены стимулируют работу предприятий в секторе теневой экономики, что особенно свойственно таким видам услуг, как парикмахерские, ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, пошив и ремонт швейных изделий, ремонт мебели. Это явление снижает качество оказания услуг, не дает потребителям никаких гарантий, а иногда создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.
Недостаточная информированность горожан о сфере бытовых услуг вынуждает население обращаться к частному нелегальному бизнесу.
Анализ отдельных видов бытовых услуг позволяет разделить их на три основные группы:
- услуги, где наблюдается устойчивое развитие и существует высокий спрос населения (услуги парикмахерских, фото - услуги, автосервиса и др.);
- услуги, где существуют перспективы для экономического роста при создании соответствующих благоприятных условий (ремонт бытовой техники, услуги прачечных, услуги химчисток и др.). В Санкт-Петербурге большим спросом пользуются прачечные самообслуживания, но из-за отсутствия соответствующих помещений и в связи с высокими требованиями, предъявляемыми к устройству и содержанию прачечных, открыто всего 15, и расположены они в студенческих общежитиях.
- услуги, темпы, развития которых невысоки, несмотря на существующий спрос населения (ремонт мебели, ремонт часов, ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт ювелирных изделий и др.).
Совершенствование государственно-правового регулирования отрасли является необходимым условием эффективного её развития, создание благоприятного предпринимательского климата и привлечение инвестиций. Вместе с тем современное состояние правовой базы бытового обслуживания на федеральном уровне во многом не соответствует сложившимся экономическим условиям. Требуют пересмотра устаревшие нормативные документы, не учитывающие современного состояния производства, оборудования, технологических процессов, внедрения новых технологий, материалов, что создает серьезные препятствия для деятельности предприятий и дальнейшего их развития. На федеральном уровне отсутствует структура, регулирующая и координирующая вопросы развития отрасли.
Об этом говорил на «круглом столе»: Спрос есть - возможностей нет. Малый бизнес в сфере бытовых услуг» Юрий Филатов, президент ассоциации предприятий бытового обслуживания «Петробыт», член Общественного Совета по малому предпринимательству при губернаторе города. Он подчеркнул, что оказание бытовых услуг населению – это востребованный, но малорентабельный малый бизнес. И именно поэтому ему требуется поддержка.
Необходимо отметить, что вся работа и все мероприятия в 2008 году осуществлялись в соответствии с Планом мероприятий по развитию потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы, утвержденного постановлением Правительством Санкт-Петербурга 11.12.2007 № 1586.
План включает пять основных задач:
- обеспечение выполнения нормативов стандартов проживания;
- развитие рынка товаров и услуг;
- развитие социально ориентированного обслуживания населения;
- повышение эффективности защиты прав потребителей;
У представителей сферы услуг пользуются популярностью также следующие программы:
1. Специальная программа "Приобретение основных средств в лизинг".
2. В Санкт-Петербурге успешно реализуется специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства», утвержденная распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.
3. Специальная программа «Сертификация продукции, работ, услуг» направлена на субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), связанных с выполнением обязательных требований или требований, исполняемых добровольно, к товарам (работам, услугам), установленных законодательством Российской Федерации и (или) требований, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), установленных законодательством стран-импортеров.
С 1 июля 2009 года в городе начала действовать специализированная программа «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». И в числе первых получателей грантов оказались предприниматели, оказывающие услуги.
В декабре 2008 года принято постановление Правительства Санкт-Петербурга, отменяющее с 01.06.2009 года распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 16.01.2003 № 53-ра. И сейчас Комитетом, совместно с КУГИ и КГА, готовится нормативная документация, регламентирующая порядок предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для размещения временных (некапитальных) объектов по розничной продаже, выполнению работ, оказанию услуг.
О ситуации на потребительском рынке услуг в Санкт-Петербурге в 2008 году
(по данным Петростата)
|
Млн. рублей |
В % к 2007 |
Всего оказано услуг |
228810,8 |
106,2 |
бытовые |
14583,0 |
114,5 |
транспортные |
57439,0 |
112,2 |
связи |
54919,8 |
109,7 |
жилищные |
10421,0 |
97,9 |
коммунальные |
26652,8 |
102,7 |
культуры |
10596,9 |
84,5 |
гостиниц и аналогичных средств размещения |
|
|
туристские |
4490,9 |
114,0 |
физической культуры и спорта |
1460,2 |
113,7 |
медицинские |
13691,2 |
106,7 |
санаторно-оздоровительные |
2217,4 |
92,1 |
ветеринарные |
167,6 |
112,3 |
правового характера |
550,7 |
152,5 |
системы образования |
17621,5 |
98,9 |
прочие |
4456,3 |
х |
В среднем одному жителю Санкт-Петербурга в 2008 году оказано платных услуг на сумму 50,0 тыс. рублей (в 2007 году – на 41,6 тыс. рублей).
Основной объем услуг населению оказывают организации различных форм собственности. Физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, оказано 5,5% общего объема платных услуг населению.
|
2008, |
В % к |
|
|
млрд. рублей |
итогу |
2007 |
Объем услуг |
228,8 |
100,0 |
106,2 |
в том числе оказано: |
|
|
|
организациями |
216,2 |
94,5 |
106,4 |
физическими лицами |
12,6 |
5,5 |
102,4 |
В общем объеме услуг населению 42,7 % приходится на услуги, оказанные организациями государственного сектора экономики.
|
|
В % к |
|
|
Млн. рублей |
итогу |
2007 |
Бытовые услуги |
14583,0 |
100,0 |
114,5 |
из них: |
|
|
|
ремонт и пошив обуви |
582,5 |
4,2 |
99,6 |
ремонт и пошив швейных изделий |
303,0 |
2,1 |
106,2 |
ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, |
385,9 |
2,6 |
97,4 |
ремонт и техобслуживание |
|
|
|
химчистка и крашение |
76,2 |
0,5 |
104,7 |
услуги прачечных |
132,0 |
0,9 |
96,3 |
ремонт и строительство жилья |
|
|
|
услуги фотоателье, |
|
|
|
услуги бань и душевых |
299,8 |
2,1 |
93,2 |
услуги парикмахерских |
778,4 |
5,3 |
105,3 |
ритуальные услуги |
1576,9 |
10,8 |
105,9 |
Выводы:
Анализируя нынешнее положение предприятий сферы бытовых услуг можно констатировать следующее:
6. В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу.
Законодательство:
1. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. N 1025).
2. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
При подготовке материала использованы следующие информационные ресурсы:
1. Официальный портал КЭРППиТ -
2. Портал Департамента потребительского рынка и услуг Москвы -
3. Информационный бизнес портал «Market-Pages.ru» -
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – www. petrostat.ru
5. Портал рынка бытовых услуг -
6. Журнал «Проблемы современной экономики» -