Молоко из автомата: рентабельность около 35%
Рентабельность продаж через молокоматы намного выше, чем у сбыта молока заводу-переработчику
В 2008 году на российском вендинговом рынке появилось этакое ноу-хау – автоматы по продаже свежего молока на розлив. В 2009 году «механические коровы» уже разливали свежее молоко жителям Перми и Казани. В настоящее время встретить моломаты можно чаще, правда, пока только в крупных городах.
Если в России молокоматный бизнес начинает делать первые шаги, то на Западе это уже развитая отрасль. К примеру, в Италии и США действуют тысячи автоматов по продаже свежего молока. Причин тому несколько. Рентабельность продаж через молокоматы намного выше, чем у сбыта молока заводу-переработчику. По оценкам специалистов в России это около 35%. А, если не считать допзатраты (покупку автоматов и выстраивание инфраструктуры), то и все 50% против обычных нескольких процентов.
Сегодня в конечной стоимости упакованного молока соотношение долей сельхозпроизводителя, переработчика и розничной торговли примерно следующее: 30% – сельхозпроизводитель (причем, более 50% из этой суммы – себестоимость производства молока); 20% – доля переработчика молока; 50% – доля продавца.
В условиях жесткой конкуренции на молочном рынке снижение стоимости литра молока – первоочередная цель. Очевидной альтернативой продавцам пакетированного продукта сейчас видится как раз реализация свежего молока через автоматы. В нашем материале мы попытались провести сравнительный анализ аппаратов импортного и отечественного производства. А также выделить основных поставщиков такого оборудования.
Преимущества и эффективность
Плюсов в использовании автоматов по продаже молока – масса. Во-первых, вы всегда можете обеспечить покупателя только свежим продуктом, ещё не утратившим всех своих полезных свойств. Во-вторых, это возможность для предпринимателя осуществлять прямые поставки с фермы в точки продаж. Следовательно, ниже затраты – ниже стоимость молока. Плюс, круглосуточная работа все 365 дней в году. В-третьих, снижение влияния человеческого фактора, т. к. потребность в персонале и обслуживании молокомата минимальна. Значит, предприниматель получает более точный учет и контроль процесса реализации и объема полученных средств. В-четвертых, автомат не требует большой площади для размещения и очень мобилен. При низких продажах в конкретной точке можно легко переместить молокомат в другое место для повышения его эффективности. Наконец, в-пятых, подобная технология продаж имеет ещё ряд преимуществ. Возможность принимать к оплате банкноты, монеты, жетоны, магнитные карты. Возможность устанавливать различные скидки по социальным картам или иным вариантам безденежной оплаты. Возможность по продвижению собственных торговых марок, ведь автомат – это собственный рекламоноситель.
Устройство молокомата
Автомат (автоматическая система) предназначен для организации продажи свежего или пастеризованного молока в индивидуальную емкость до 2-х литров без участия продавца. Аппарат наливает одну порцию, прямо пропорциональную сумме денег, введенных покупателем, или может осуществлять выдачу молока в режиме управления продавцом без приема средств оплаты.
Особое внимание при разработке было уделено проектированию эргономики, что существенно облегчает покупателю пользование автоматом, а операторам – проведение технического обслуживания. Все материалы, находящиеся в прямом контакте со свежим молоком, предназначены для хранения и обработки пищевых продуктов (жидкостей). В основном использована нержавеющая сталь AISI 316L и пластмассы для пищевого производства.
Структурно автомат разбит на следующие группы:
1. Холодный бокс (корпус автомата). Это основное пространство автомата, где происходит хранение и охлаждение молочного танка. Образует его двустенный каркас, с залитой между стенками термоизолирующей смолой. Щель между дверью и корпусом проложена полиуретаном, имеющим высокую степень изоляции.
2. Холодильная установка вентиляционного типа.
3. Передняя панель с окном для выдачи молока. Оснащена информационным дисплеем на русском языке, кнопкой начала и остановки розлива молока, а также другими устройствами, в частности системой приема оплаты.
4. Молочный танк. Состоит из резервуара из пищевой стали с емкостью приблизительно 100/120/300/400 (зависит от модели выбранного автомата) литров молока; электромеханического перемешивателя молока, для поддержания однородности органолептических свойств и стабильной температуры продукта во всем объеме танка; системы выдачи молока.
5. Клавиатура программирования автомата.
6. Система промежуточной водной промывки окна выдачи молока.
7. Устройство контроля температуры свежего молока.
8. Принтер BAR-кодов (опционально).
9. Устройство передачи тревожных сообщений по каналу GSM (опционально).
Оборудование
На рынке оборудования для автоматической продажи молока сегодня можно встретить как импортные, так и отечественные марки молокоматов. К ведущим разработчикам, которые занимаются серийным производством автоматов относятся: PROMETEA (Италия), BRUNIMAT (Швейцария), «Фуд Милк» (Россия, Москва), «РИФИНГ» (Россия, Миасс).
Ниже, мы попытались свести основные характеристики молокоматов в единую таблицу. Надеемся, что потенциальным новичкам бизнеса это поможет сделать оптимальный выбор.
|
PROMETEA (Италия) |
BRUNIMAT (Швейцария) |
«Фуд Милк» (Россия, Москва) |
РИФИНГ (Россия, Миасс) |
Удобство транспортировки танков |
Танки оснащены колесиками для простоты перемещения и загрузки в автоматы |
Только ручная переноска
|
Только ручная переноска
|
Только ручная переноска
|
Мойка танков и системы выдачи молока |
Автоматизированная система промывки танков и системы выдачи молока, устанавливаемая на ферме |
Ручная мойка на месте установки автомата + автоматическая промывка зоны розлива
|
Автоматическая промывка зоны розлива |
Автоматическая промывка зоны розлива |
Объемы используемых танков, л |
120, 150, 300
|
50, 100,150, 200
|
150 |
200, 230 |
Форма танков |
Кубическая (нет потерь места внутри автомата) |
Цилиндрическая
|
Двустенная |
Кубическая |
Опыт эксплуатации в России |
есть |
есть
|
есть |
есть |
Время на обслуживание автомата на месте установки |
10 минут |
15-20 минут |
20 мин |
20 мин |
Стоимость (новый), руб. |
380 000–650 000 |
300 000–650 000 |
438 700– 1 107 000 |
600 000– 900 000 |
Оборудование Prometea выше классом, качеством исполнения, надежностью и удобством в эксплуатации. Brunimat значительно дешевле и позволяет начать работать с молочными автоматами с минимальным риском. Отечественные аппараты по соотношению цена/качество/функциональность занимают среднюю позицию.
Практически все молокоматы оснащены функцией SMS-оповещения владельца (оператора) о состоянии аппарата. Сюда относятся: количество молока в танке ниже минимального уровня, температура хранения молока в танке выше или ниже +3-4 градуса по Цельсию и т. д. В случае технической неисправности автоматы полностью блокируются и продажа молока становится недоступной.
Дополнительно автоматизированные системы могут оснащаться рекламными мониторами, где демонстрируются ролики с объяснением, чем молоко в автомате отличается от пакетированного, с какой фермы поступает, как выглядит весь процесс получения молока и т. д. Все автоматы можно устанавливать в «домик» или оформлять в соответствии с маркетинговым планом компании.
Примечательно, что российские производители молокоматов стараются конкурировать с иностранными не копируя их разработки, а внедряя свои. Например, у автомата компании РИФИНГ два съёмных термоизолированных молочных контейнера (один – рабочий, второй – сменный). Напряжение питания внутреннего оборудования (миксер, насос) 24 В, что гарантирует повышенную безопасность обслуживания, сниженное электропотребление, минимальную теплоотдачу холодильной камеры, а значит, стабильность температурного режима. Молокомат «Фуд Милк» оснащен платежной системой, обеспечивающей контроль подлинности принимаемых монет и купюр. Также в автомате применяется инновационный алгоритм выдачи сдачи HiChange, что значительно уменьшает время инкассации. А объемная дозирующая система позволяет покупателю приобретать произвольное количество молока, что увеличивает круг возможных покупателей.
По договоренности с производителем в комплектацию молокомата могут быть включены: звуковой модуль – интерактивная помощь покупателю и проигрывание рекламных роликов; диспенсер бумажных полотенец; полочка с крючком для сумок; планшет для размещения документации; нержавеющий поддон на пол молокомата; охлаждаемый снековый модуль для продажи фасованной продукции и пустых бутылок; подогрев камеры выдачи молока и т. д.
Начиная бизнес, рекомендуется около автоматов проводить рекламные акции, направленные на обучение покупателей пользованию оборудованием. Кроме этого, рядом с молокоматами можно устанавливать традиционные снековые автоматы, но настроенные для работы с упакованными молочными продуктами: творог, сметана, сыр, кефир, йогурт и т. д. Таким образом, используя автоматы можно создавать мобильные, компактные торговые точки с молочными продуктами.
Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Михаил Шконда, вице-президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга:
– Клиентами данных аппаратов становятся люди, которые разочаровались в пакетированном молоке и не совсем доверяют бабушкам. У нас был пример: человек, который вообще перестал пить молоко, начал его пить именно потому, что аппарат мылся при нем, он видел самого фермера, и в аппарате ему предлагалось непастеризованное молоко(т. е. настоящее). Мы установили такой автомат на ярмарке-выставке «Агрорусь» в центре Питера и вышли на дневной объем продаж около 100 литров уже на 3-й день, в Ленинградской области такой показатель был достигнут только через полгода.
Пока к таким аппаратам есть доверие – через них продается настоящее, качественное молоко, и поэтому спрос на него достаточно большой, плюс самореклама помогает (чудо такое – само молоко продает). Как показывает наш опыт, окупаемость автомата – до 1,5 лет.
В ближайшей перспективе, думаю, автоматы потеснят продавцов молока из бочки. Согласно техническому регламенту продажа бочкового или фляжного молока допускается при условии обеспечения температуры внутри бочки не выше + 6 Со. В летнюю жару сохранить нужную температуру продолжительное время, согласитесь, весьма проблематично. Ветслужбы это прекрасно знают и понимают. И когда начинается жара, они с особым пристрастием начинают пытать «бочковозов». В какой-то момент за них возьмутся более тщательно.