Как открыть продуктовый магазин?
|
Формат
Скажу честно, если вы задумываетесь над тем, как открыть продуктовый магазин, то так же нужно задуматься и над тем, где взять немалый стартовый капитал и соответственно выбрать правильный формат для своей торговой точки. В плане формата существует несколько вариантов:
- Киоск
- Небольшой магазин у дома
- Супермаркет
- Дискаунтер
Небольшой «магазин у дома» — достаточно распространенный формат, который представляет собой магазин с маленьким помещением в котором можно купить все необходимые для жизнедеятельности продукты, начиная от хлеба и молока, заканчивая печеньем, сладостями и чаем. Выбор в таких магазинах, как правило, небольшой, зато они очень удобны и практичны в отличие от больших супермаркетов.
Супермаркет — это крупный магазин, в котором люди сами набирают себе товар в корзину, после чего оплачивают его на кассе. Супермаркетов в наши дни развелось огромное количество, причем если эти супермаркеты являются большими по размерам, то их уже называют гипермаркетами (Ашан, Карусель, Перекресток и т.д.). В наши дни открывать супермаркет не настолько выгодно и достаточно финансово затратно из-за высочайшей конкуренции с уже занявшими определнную долю рынка гигантами (X5 Retail Group, например).
Дискаунтер — это всеми любимые супермаркеты Пятерочка, Магнит, Дикси, Вольный Купец и т.д. Они представляют собой магазины эконом-класса с недорогим товаром. Этот формат так же является достаточно сложным и затратым для того, чтобы пытаться открывать что-то подобное с нуля, а значит методом исключений можно сказать, что если вы задумали заняться продуктовым магазином, то нужно пытаться открыть что-то небольшое.
Киоски же сейчас переживают не лучшие времена, поскольку в них отныне запрещено торговать алкогольной и табачной продукцией, а так же, насколько я знаю, они в целом запрещены каким-то новым законом. Однако я не берусь это утверждать, я просто говорю о том, что вижу, ведь на моих глазах закрылось более 70% киосков за последние 2 месяца.
Как открыть магазин продуктов
Небольшой продуктовый магазин имеет смысл открывать в эпицентре жилого района, как это собственно сделал мой сегодняшний знакомый. В зависимости от площади и целевого ассортимента затраты на открытие будут варьироваться от 400000 до 1,5 млн рублей. Те, кто имеют опыт в открытии подобных магазинов не дадут соврать, что мелкую площадь, например, в 20 кв. метров не стоит заваливать огромным количеством товара, поскольку оно все равно не продастся и вы можете просто выкинуть деньги на ветер.
В целом в плане расходов основной статьей будет являться товар. Так же большой проблемой в данном бизнесе является получение лицензий на продажу алкоголя, при том, что пиво с 2012 года так же требует лицензии из-за того, что приравнивается к алкогольной продукции. В среднем по регионам сумма лицензии на 3 года составляет 30000 рублей, зато для ее получения придется потратить 50 — 70 тысяч (различные документы СЭС, сигнализаций и т.д.).
Витрины и стеллажи, как правило, не являются дорогим товаром и обойдутся в сумму до 50 тысяч рублей, при том, что нельзя забывать и про кассу, стоимость которой варьируется от 10000 до 30000 рублей. Сам товар следует закупать минимум на 200000 тысяч, внимательно проверяя и правильно ставя подписи на сопроводительной документации. Штрафы за бюрократические ошибки составляют стоимость стеллажей и витрин. В случае продовольственного магазина следует открывать ООО, вместо ИП, так как в таком случае будет меньше проблем с поставщиками и главное НДС.
Помимо этого в обязательном порядке при открытии продовольственного магазина понадобится изготовление вывесок, так как именно вывески, стенды, штендеры и прочая наружная реклама станет очень важным моментом для привлечения внимания потребителей. Поверьте, именно такой вид рекламы является одним из самых эффективных в розничной торговле.
Как подобрать ассортимент
Для начала? необходимо провести анализ выручки у ближайших конкурентов. Для этого нужно раз в неделю совершать у них покупки и собирать чеки. Сделав эти операции, можно навскидку высчитать самостоятельно средний чек, после чего посмотреть на своих чеках номера сессии, высчитав примерно, количество человек, сделавших покупку в данном месяце. Далее умножаем количество человек на средний чек и получаем огрубленное значение выручки.
При этом можно самому поработать в каком-либо магазине конкурентов, дабы посмотреть, какие товары являются в данном микрорайоне самыми ходовыми. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что в крупных сетях или дискаунтерах тот товар, который я хочу купить попросту отсутствует, зато он всегда есть в небольших магазинах. Крупные магазины неповоротливы, а значит этим нужно пользоваться.
Еще очень важный момент заключается в том, что средняя наценка на продукты составляет 20-30%, а значит цены нужно рассчитывать так, чтобы заложить в них 40% не проданных товаров на всякий случай. Это позволит Вам быстрее выйти на точку безубыточности.
Сервис
Большое значение следует уделить и сервису, поскольку именно он будет притягивать местных жителей и заставлять работать сарафанное радио. Это означает не только то, что ваши продавцы должны быть опрятными и вежливыми, но и то, что ваша продукция никогда не должна быть просроченной. Бренд вашего магазина должен строиться на близости к людям, которым надоело, что их обсчитывают в крупных магазинах и подсовывают им просроченные продукты. Ваше творение должно быть наполнено душевным теплом и чистотой.
В первый день открытия предлагайте людям скидки и разные бонусы. Они это оценят. Располагайте таким товаром, которого нет у конкурирующих крупных сетей, позиционируете свой магазин как место, где вам всегда рады и готовы предложить только свежий товар.
Заключение
В данном виде бизнеса очень важна составляющая эмпирики. Экспериментируйте с ассортиментом, позиционированием, ценами и только тогда вы найдете оптимальный вариант, который бы угодил как вам, так и потребителю. Конечно есть расхожее мнение о том, что подобные магазины посещают в основном бабушки, привыкшие к советским гастрономам, но это в корне не верно. От крупных сетей люди по-тихоньку стали уставать, ввиду полного игнорирования в них потребностей людей.
Поэтому, на мой взгляд, прослеживается некоторый тренд на то, что в недалеком будущем небольшие продовольственные магазины будут очень популярны, а значит сейчас самое время для открытия нечто подобного. В данной статье я изложил практически весь наш разговор с предпринимателем, занимающимся этим бизнесом, поэтому я надеюсь на то, что вы поняли, как открыть магазин продуктов. Если у вас возникли вопросы, то смело задавайте их в комментариях, я не оставлю их без внимания.