Расшатанная опора: как малый бизнес пробивает дорогу в жизнь
«Малый бизнес - опора России» - плакаты с такой воодушевляющей фразой можно было увидеть пару лет назад на улицах всех более-менее крупных городов. И действительно, как показывает опыт западных стран, крепкий сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает спокойное развитие экономики. Но для того, чтобы предприниматели начали вносить свой вклад в экономический рост, нужно нечто большее, чем пропаганда. «РБК.Личные финансы» попытались выяснить, какие проблемы мешают росткам малого бизнеса пробиться через российскую почву.
Мал, да удал
Малый и средний бизнес обеспечивает почти половину ВВП Соединенных Штатов (по данным US Small Business Administration) и около 60% ВВП в некоторых странах Европейского союза (такую цифру приводит европейское консалтинговое агентство Ecorys). В России же, по разным оценкам, вклад малого бизнеса в ВВП составляет 20%. Поэтому власти называют увеличение числа малых предприятий одним из приоритетных направлений развития национальной экономики.
Но пока никаких предпосылок для осуществления прорыва в этой области нет. Экономика замедлилась, а существенной поддержки малые предприятия не получают.
Директор департамента кредитования малого и среднего бизнеса банка «Петрокоммерц» Виктор Окопный отмечает, что в последнее время предпринимательская активность в России снижается, причем первые признаки этой тенденции были зафиксированы еще в конце прошлого года. «В качестве основной причины можно назвать реакцию предпринимателей на имеющиеся признаки стагнации российской экономики. Малый бизнес всегда первый реагирует на все изменения в макроэкономической ситуации, он первый останавливает рост при кризисе, но и первый выходит из застоя, потому что в нем нет сложных управленческих решений, нет иерархии», - добавляет банкир.
По словам Федора Сытина, директора департамента по работе с малым и средним бизнесом банка «Открытие», положительные тенденции все-таки есть, однако развитие предпринимательства в России еще далеко от того уровня, который можно наблюдать в других странах. «Развитию предпринимательства мешает плохое развитие законодательной базы, недостаточный уровень господдержки, недоверие банков к стартапам, а также сам российский менталитет. До сих пор профессия предпринимателя воспринимается населением без особых симпатий и, с моей точки зрения, нам не хватает популяризации этого вида деятельности», - сетует эксперт.
Торговые ряды
Еще одна любопытная особенность российского малого бизнеса - увлеченность торговлей. Наши предприниматели предпочитают заниматься перепродажей товаров, а производство распространено не очень сильно. В свежем исследовании, которое было проведено по инициативе Российского микрофинансового центра, ОАО «Финотдел» и МСП Банка, отмечается, что кредитование предпринимателей в сфере торговли составляет 55% от всего кредитного портфеля банков и 57% в портфеле МФО.
И в этом нет ничего удивительного. Торговля - это, пожалуй, самый простой вид предпринимательской деятельности с относительно низкими рисками. У бизнесменов перед глазами есть масса успешных примеров развития компаний в этой области, рынок поставщиков и покупателей уже сформирован, цены известны. Проблемы здесь небольшие - стартовый капитал плюс выбор удачного расположения для торговой точки. Оригинальных идей мало, с ними слишком опасно выходить на рынок.
Разумеется, есть и те, кто готовы рискнуть. Так, В. Окопный привел интересный пример малого бизнеса: «У нас есть заемщик, который планирует открыть школу вождения вертолетов, что, на мой взгляд, необычная бизнес-идея для России». Но это яркое исключение из общего потока предприятий торговли и услуг.
Тем не менее начальник управления стратегического планирования «ТрансФин-М» Юлия Филиппова не считает торговлю простым делом: «Если говорить об открытии точки продаж, это требует больших первоначальных затрат и достаточно трудоемко с точки зрения бюрократических вопросов, а в крупных городах в этом сегменте еще и очень сильная конкуренция со стороны сетевых магазинов. Как мне кажется, наиболее интересными сегодня являются стартапы, связанные со сферой IT-технологий».
Банки и МФО - борьба или сотрудничество?
Наряду с отсутствием должного уровня государственной поддержки насущной остается проблема стартового капитала. И тут выясняется, что у начинающего бизнесмена практически нет выбора - ему некуда идти за деньгами. Банки не желают иметь дело с «зелеными» предпринимателями.
«Банки пытаются минимизировать риски, и их можно понять. Связанные, с одной стороны, жесткими требованиями Центробанка, с другой - погоней за высокой доходностью собственного бизнеса, они готовы финансировать малорискованные и высокоприбыльные проекты. Само собой, кредитование малого бизнеса к таковым не относится», - говорит замдиректора кредитно-потребительского кооператива (КПК) «Мой дом» Максим Бранудков.
Как и в случае
«В сегменте финансирования малого и среднего бизнеса МФО и банки сегодня практически не конкурируют. Микрофинансовые организации являются своеобразным мостиком для предпринимателей между полной "финансовой изоляцией" и банковским кредитованием», - отмечает Е. Сидорова.
Формируется устойчивая схема: первые шаги бизнеса финансируются МФО, и если он показывает устойчивость, за него принимаются банки. К сожалению, из этой схемы очень часто выпадает государство. По словам Федора Сытина, во всем мире банки разделяют риски, связанные со стартапами, с отраслевыми специализированными фондами поддержки малого бизнеса или государством. «Без развития государственного института поддержки в сегменте кредитования стартапов останутся только государственные банки и венчурные фонды», - заключает специалист.
Без участия государства в этом вопросе не стоит ждать особых результатов. Малый бизнес действительно станет опорой страны лишь в том случае, если ему самому позволят крепко стоять на ногах. И власти не нужно придумывать какие-то хитроумные схемы и изобретать велосипед. Чтобы предприниматели могли нормально работать, достаточно им просто не мешать.