Увольнение работников при ликвидации ИП
После того, как индивидуальный предприниматель (ИП) решил ликвидировать бизнес и, уведомил об этом Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС), он может приступать к процедуре увольнения работников, которая включает в себя несколько этапов.
Уведомление работников
Согласно ст. 180 Трудового кодекса РФ, предприниматель должен предупредить каждого работника о предстоящем увольнении письменно (расписавшись в получении) не позже 2 месяцев до увольнения. В данном уведомлении указывается причина ликвидации ИП со ссылкой на законодательство (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ). Этот документ может быть вручен лично, либо отправлен почтой заказным письмом, вложив в него опись.
Если в трудовом договоре не прописано данное условие, предприниматель освобождается от такой обязанности. То же самое касается и выплаты выходного пособия, которое предусмотрено ст. 178.
При желании досрочного расторжения трудового договора предпринимателю понадобиться согласие от работника в письменной форме. Соответственно, после этого необходимо выплатить ему положенную компенсацию отпуска.
Уведомление службы занятости
Прежде чем расторгнуть первый договор по причине ликвидации, предприниматель должен уведомить об этом службу занятости. Уведомление пишется в свободной форме и подается за два месяца до первого увольнения (п.2 ст.25 ФЗ N 1032-1).
Уведомление должно содержать информацию о каждом сотруднике с указанием следующих данных:
• занимаемая должность, с указанием даты вступления;
• профессиональные навыки, наличие высшего образования и специализация;
• квалификационные требования;
• стаж работы (общий);
• условия оплаты труда.
Выплаты сотрудникам и подготовка документов
При увольнении работников при ликвидации ИП полагается выплатить им заработную плату за фактически отработанное время и в денежной форме компенсировать неиспользованный отпуск (если такой имеется). Также работник вправе требовать выплатить выходное пособие, если это указывалось в трудовом договоре.
Все причитающиеся суммы, как правило, выплачиваются в день увольнения работника или в день предъявления требования о расчете, если он отсутствовал. Работодатель издает приказ об увольнении работников, вносит нужные записи в трудовые книжки и выдает их на руки сотрудникам (п.1, ч.1, ст. 81 ТК РФ).
При этом, работникам выдаются следующие документы:
• справка о выплатах (заработная плата, премии и иные выплаты) за 2 полных календарных года, предшествовавших году увольнения и о выплатах в текущем календарном году;
• справка о размере среднего заработка за три месяца, необходимая работнику для постановки на учет в службу занятости;
• иные документы (по запросу работника).
После увольнения последнего сотрудника предприниматель снимается с учета в ФСС, предоставив соответствующее заявление (№ 1054н от 20.09.2011 года, приложение №3) и документ, который может подтвердить увольнение последнего работника (приказ).
Также работодатель обязан представить в ПФР информацию об уволенных сотрудниках с указанием страховых номеров и паспортных данных с приложением документов по утвержденным Минфином формам СЗВ-6-4 и АДВ-6-5 (№ 639н от 28.12.2012 года).
Только после правильного выполнения процедуры увольнения работников предприниматель обращается в налоговую инспекцию для снятия с учета. Там от него потребуют предоставить справки по форме 2-НДФЛ на сотрудников. При составлении данных справок выплаченные работникам компенсации в связи с увольнением не учитываются.