Торговые сети и государство: банки предлагают неприемлимые условия и оставляют без помощи и понимания
Представители крупнейших торговых сетей считают, что антикризисная помощь государства не доходит до реального сектора. Банки с участием госкапитала предлагают неприемлемые условия.
Руководители крупнейших розничных сетей заявили, что российские банки с участием госкапитала предлагают кредиты на неприемлемых условиях. Так, по словам председателя совета директоров группы компаний "Виктория" (сети "Виктория, "Квартал", "Дешево") Николая Власенко, банки требуют гарантии акционеров, причем на основании российского и английского права.
По его словам, если акционер и члены его семьи решат продать какое-то свое личное имущество, например, машину, то это надо согласовывать с банком. Власенко подчеркнул, что "Виктория" работает на рынке уже 15 лет, у компании нет критического соотношения чистого долга к EBITDA, компания исправно платит все годы налоги. "И у нас сейчас проблема получить кредит в $100 млн для поддержания своей операционной деятельности", - сетует он.
Председатель правления сети гипермаркетов "Лента" Алексей Бобров заявил, что необходима программа по контролю за распределением уполномоченными банками средств, предоставленных им в рамках госпомощи. "Пока, к сожалению, эти средства не в полном объеме доходят до реального сектора экономики", - отмечает он.
Свое недовольство высказали также представители сетей, уже получивших кредиты в рамках господдержки. Так, "Магнит" и "Седьмой континент" считают недостаточной антикризисную помощь государства. Совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий подчеркнул, что ВТБ предлагает "неприемлемые ставки" - около 18%. Финансовый директор "Седьмого континента" Александр Руснак посетовал на то, что рублевые кредиты сейчас выдают только госбанки.
Однако, в самом ВТБ сообщили, что банк сейчас очень скрупулезно изучает заемщика (залоговую часть, риски) и не всегда может предложить те условия, которые ему подходят.
Аналитики отмечают, что нынешние ставки банков под силу только крупнейшим сетям, у которых средняя рентабельность бизнеса - 6%-9%, в то время как у небольшой и средней розницы рентабельность всего лишь 4%-5%. По словам аналитика "БКС" Татьяны Бобровской, федеральные сети, в отличие от мелких игроков, благодаря бонусам от поставщиков, еще кое-как могут позволить себе платить такие высокие проценты.
Читайте также: