Туристический рынок Петербурга замер в ожидании «высокого сезона»
Специалисты не спешат с прогнозами на предстоящее лето – все карты может спутать кризис. Не потерять гостей должна помочь ценовая гибкость турфирм и учреждений культуры. Если получится, то серьезных убытков от падения туристического потока удастся избежать.
В последние годы туристический поток в Санкт-Петербург заметно вырос. Если в 2007 г. город на Неве посетили 1,7 млн туристов, то в 2008-м, по данным председателя городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима Соколова, в «Северной Венеции» побывали уже 2,1 млн гостей.
В 2009 году планы турбизнеса и властей корректирует финансовый кризис, поэтому бизнесмены и чиновники не спешат с прогнозами и лишь выражают осторожный оптимизм. «Я считаю, что туризм, в отличие от других отраслей, находится в более выигрышном положении», – считает начальник управления по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Марианна Орджоникидзе. По ее мнению, поток «круизных» туристов в этом году не иссякнет, а гибкая ценовая политика городских учреждений культуры будет способствовать притоку новых посетителей.
Более осторожен в своих предположениях вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Корнеев. По его словам, «главный вопрос – когда наступит стабильность, и что туристы смогут себе позволить?» Ответ на него уже известен – в этом году гости города будут более прижимистыми. Поэтому Корнеев прогнозирует два варианта развития событий на рынке туристических услуг Петербурга.
«Можно либо сохранить цены в рублях на уровне прошлогодних, тем самым уменьшить окупаемость, но сохранить клиентов – или поднять цены и уменьшить количество туристов», – говорит вице-президент РСТ. Корнеев считает, что сохранение оптимальных цен скорее будет благоприятствовать развитию туризма.
Хороший пример подают иностранные круизные компании, которые любыми средствами стараются сократить расходы своих клиентов: снижают стоимость туров и корректируют топливные сборы так, что сэкономленные деньги турист сможет потратить на борту судна. По данным участников рынка, в предстоящую навигацию в Петербург планируется совершить 326 заходов иностранных круизных лайнеров. По словам исполнительного директора компании «Арктур Трэвел» Елены Мальченок, лишь один круизный оператор, который планировал 11 заходов в год, отказался от посещения города на Неве.
Благодаря безвизовому въезду на 72 часа, регион стал привлекательным для круизного туризма, но иностранцы рассчитывают, что театры и музеи Петербурга не будут пугать их неприлично высокими ценами. И эти ожидания могут оправдаться. По словам Сергея Корнеева, РСТ направил открытые письма в адрес музеев, гостиниц и учреждений культуры с предложением воздержаться от увеличения цен на услуги. Кроме того, «мы оповестили иностранных партнеров о том, что в связи с падением курса рубля цены на отдых в Петербурге в валюте стали ниже на 20-25%», – отметил Корнеев.
Заметив, что туриндустрия Петербурга будет изо всех сил стараться привлечь в город новых гостей, вице-президент РСТ, однако, воздержался от конкретных прогнозов на текущий год. Зато он сообщил, что специально для «кризисного сезона» разработаны минимальные по стоимости пакетные предложения, например, «Выходные в Петербурге». За счет подобных эконом-туров операторы рассчитывают привлечь туристов из соседних стран.
Если гости из Финляндии в Петербурге не редкость, то жители других Скандинавских стран посещают город на Неве не так охотно. Теперь же, по мнению представителей турбизнеса, за счет падения цен на авиабилеты и возможного снижения стоимости услуг, северная столица станет более привлекательна.
«Произойдет локализация рынка – многие туристы будут выбирать близкие страны, для нас это Скандинавия, Страны Балтии и Германия. Мы можем получить эти рынки. Главное – не сбавлять темп и активно работать. А потоки туристов могут восстановиться после кризиса очень быстро», – считает Сергей Корнеев.
Тем временем, пытаясь привлечь клиентов, петербургские турфирмы обратили внимание и на жителей российских регионов, которые раньше охотно посещали город на Неве, но в последнее время предпочитали отдыхать за границей. «Многие наши сограждане уже давно не были в Петербурге, и нам есть что им показать», – уверен Корнеев. Для российских туристов в городе есть недорогие отели, а цены на билеты в музеи, театры и другие культурные учреждения для сограждан – более чем лояльны.
Что касается выездного туризма, то здесь ни у кого иллюзий нет. «Спад на этом рынке уже наблюдается. По данным экспертов, выездной турпоток может снизиться на 20 и более процентов», – отмечает Тамара Холецкая из компании «Солвэкс Турне». Однако итоги можно будет подводить только по окончании сезона. Каким он будет, с уверенностью не могут сказать даже специалисты отрасли.