Наполовину рублевые обязательства: инвестирование в облигации становится выгодным
В кризисный период на российском рынке появляются новые модификации привычных долговых инструментов. На сей раз это облигации, номинированные в рублях, но отчасти привязанные к курсу доллара.
В то время как «Седьмой континент» с помощью консультанта – МДМ-банка – договаривается с инвесторами о реструктуризации займа с погашением в июле, впервые отягощая российские долговые бумаги ковенантами, «Трансаэро» готовится к размещению еще более нестандартного выпуска. По нему предусматривается сразу две оферты. Основная пройдет через год, и ничего необычного она в себе не несет. Эмитент, в роли которого выступает стопроцентная «дочка» авиаперевозчика – ООО «Трансаэро-финансы» - выкупит предъявленные бумаги по 100% от номинальной стоимости.
Дополнительная оферта назначена через 11 месяцев от даты размещения займа. Предполагается, что цена приобретения облигаций в рамках этой оферты будет заранее зафиксирована в долларах. Она составит эквивалент номинальной стоимости бумаги по курсу Банка России на день размещения. Например, если бы выпуск поступил на рынок 5 мая, то спустя 11 месяцев эмитент выкупал бы предъявленные облигации номиналом 1 тыс. рублей по цене $30,33 за штуку (исходя из курса ЦБ в 32,97 рубля за доллар).
Это позволяет покупателям бумаг застраховать себя от резкого обесценения российской валюты по отношению к доллару. «В случае ослабления рубля держатели заработают на одиннадцатимесячной оферте, в случае укрепления смогут предъявить облигации к выкупу месяцем позже», - поясняет аналитик банка «Траст» Владимир Брагин. Готовящийся выпуск «Трансаэро-финансы» он называет нестандартным, но интересным, пророча большой спрос на бумаги даже при умеренном купоне.
Полное погашение займа должно пройти через четыре года. Но почти все владельцы пакетов, очевидно, воспользуются одной из двух оферт, идущих друг за другом. То есть через год или раньше эмитенту придется принимать на свой баланс почти весь выпуск. Другим следствием привязки к доллару являются дополнительные валютные риски, возникающие у «Трансаэро». Мнение компании на этот счет выяснить не удалось, отказался от комментариев и организатор размещения – Промсвязьбанк.
Сделка должна состояться до конца июня. Точную дату, как и индикативный ценовой диапазон, эмитент и организатор еще не объявили.
Например, РЖД в середине апреля разместились с 15-процентным купоном к трехлетней оферте, а МТС на днях объявила индикативную ставку в 17,0-17,5% к полутора-двухлетней оферте. Но нужно читывать непростую ситуацию в отрасли авиаперевозок: ряд компаний допустили дефолты по своим обязательствам и находятся на грани банкротства, напоминает начальник отдела анализа финансовых рынков Связь-банка Станислав Свиридов. «Трансаэро» обладает не самым высоким кредитным качеством, поэтому, если размещение будет носить рыночный характер, то доходность к годовой оферте не опустится ниже 18%, прогнозирует эксперт.
Структура выпуска, а именно привязка к доллару, подчеркивает целевой характер займа, считает аналитик Номос-банка Ольга Ефремова. По ее версии, компания ожидает ближе к середине следующего года крупные денежные поступления, позволяющие рефинансировать обязательства. «Вполне возможно, что это связано с прекращением выплат по договорам лизинга либо с погашением дебиторской задолженности. В то же время «игра» на курсе валют показывает, что «Трансаэро» рассчитывает на укрепление рубля в перспективе», - рассуждает Ольга Ефремова. А покупка бондов наоборот интересна, прежде всего, инвесторам, делающим ставку на ослабление рубля.
Из презентации займа (имеется в распоряжении «Ф.») следует, что «Трансаэро» в 2008 году многократно нарастила краткосрочные долговые обязательства – с 1,88 млрд до 7,89 млрд рублей на конец периода. В феврале погашен дебютный выпуск облигаций на 2,5 млрд рублей. В презентации говорится, что значительная часть привлекаемых средств пойдет в частности на рефинансирование краткосрочной задолженности. На это будет направлено 1,2 млрд рублей, а общий планируемый объем займа – 3 млрд рублей.
КОММЕНТАРИИ
Станислав Свиридов, начальник отдела анализа финансовых рынков Связь-банка:
- Кредитное качество любого заемщика сейчас определяется не столько формальными финансовыми показателями, сколько его возможностью либо найти внутренние источники для выполнения обязательств, либо привлечь внешнее финансирование. Авиакомпания «Трансаэро» входит в список системообразующих предприятий и вполне может рассчитывать на предоставление госгарантий в случае необходимости. С другой стороны, в качестве негативных факторов для эмитента выступают достаточно высокая долговая нагрузка поручителя, а также не самая хорошая отчетность за первый квартал. Что касается дополнительной оферты с привязкой к курсу доллара, то она в значительной степени снимает валютные риски инвесторов, то есть направлена на расширение круга потенциальных покупателей облигаций.
Ольга Ефремова, аналитик Номос-банка:
- Несмотря на то что «Трансаэро» является сильным заемщиком (по сути, это вторая после «Аэрофлота» российская компания в сегменте авиаперевозок), сама отрасль заметно утратила инвестиционную привлекательность в силу общесистемных рисков. Кроме того, облигации «Трансаэро» не могут быть источником ликвидности через операции репо с ЦБ, а отсутствие рейтинга не позволяет им стать объектом покупки со стороны многих институциональных инвесторов, чей регламент ориентирован только на «рейтингованные» выпуски. Доходность выпуска при размещении может оказаться существенно ниже реальной стоимости рисков «Трансаэро». Как мы полагаем, при столь многочисленном списке банков-кредиторов у компании ей нетрудно будет договориться об «успешной» сделке в надежде на то, что при формировании более комфортной конъюнктуры и появлении свободной ликвидности у игроков бумагу можно будет «расторговать» на вторичном рынке.