Количество краж в магазинах за время кризиса стремительно выросло, однако торговые сети не спешат с этим бороться
В Петербурге милиция еженедельно фиксирует до 40 случаев воровства. Причём сами ритейлеры признают, что в милицию сдают далеко не всех пойманных с поличным. Однако торговые сети не спешат закупать современное "антиворовское" оборудование. Причин несколько, но главная — такие потери изначально заложены в цену всех товаров.
Сотрудники управления вневедомственной охраны при ГУВД Петербурга и Ленобласти за семь дней (с 22 по 28 июня) задержали 38 человек, обвиняемых в кражах из супермаркетов (при этом следует учитывать, что в холодное время года краж всегда больше, так как товар легче спрятать под одеждой). Средняя сумма похищенного составила 1500-2000 рублей, но двое воришек умудрились вынести товара почти на 5 тысяч каждый. Рекордсменами оказались сети, входящие в Х5 Retail Group («Пятёрочка», «Карусель» и «Перекрёсток») - на их долю пришлось 12 случаев краж, то есть почти треть от общего количества. Руководство этой компании считает, что тенденция к росту числа хищений будет продолжаться вместе с кризисом. «В прошлом году во всех наших супер- и гипермаркетах было зафиксировано около миллиона случаев воровства. Судя по статистике за первые несколько месяцев текущего года, в нынешнем их будет ещё больше», - заявил генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов.
Ранее глава X5 Retail Group и Ассоциации компаний розничной торговли Лев Хасис утверждал, что количество магазинных краж с наступлением кризиса увеличилось в 2-3 раза, и призвал увеличить размер штрафов для лиц, пойманных на этом преступлении.
Непродовольственные сети клептоманы также посещают, хотя и не столь активно. «За время кризиса краж стало больше примерно на 20%», - рассказал «Фонтанке» генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов. Бороться с ними в книготорговой сети решили путём увеличения количества охранников.
В среднем, потери сетей от хищений составляют от 0,5% до 3,0% годового оборота. «Менее 1% - это очень хороший показатель, которым можно гордиться в нынешних условиях», - считает управляющий партнёр издательского дома Retailer Даниил Сомов.
В сети дискаунтеров «Дикси» этот показатель составляет 1,7%. При этом в данной сети, в отличие от всех остальных, до сих пор не применяют радиочастотное оборудование (рамки на выходе из торгового зала). В компании считают, что большая часть краж совершается не покупателями, а собственными сотрудниками.
«Мы разрабатываем и запускаем новую компьютеризированную систему контроля за товародвижением. Львиная часть хищений происходит на этапе "склад-магазин", и мы собираемся уделять особое внимание борьбе именно с этим явлением», - говорит Григорий Смоленский, руководитель отдела IR Группы компаний «Дикси».
Кстати, начиная со следующего года ритейлеры при начислении налога на прибыль смогут относить к расходам порчу и потерю товарного вида всего ассортиментного ряда при транспортировке и продаже, включая и потери из-за хищений. Их общий предельный размер пока не определён федеральным правительством, но предположительно будет составлять от 0,5 до 1,5%.
Лояльность важнее
Даниил Сомов утверждает, что кризис особо не повлиял на количество хищений со стороны продавцов и прочих сотрудников торговых залов — от «своих» торговые сети по прежнему страдают больше. При этом дорогие охранные системы окупают себя далеко не всегда. «Потери от воровства всегда списывались вполне официально и изначально заложены в цену товара, так что в итоге за всё платят добросовестные покупатели, - рассказывает он. - Что касается современных противокражных систем, то, например, наши ритейлеры уже давно хотели внедрить системы специальных радиочастотных меток на товар. Но пока процесс идёт вяло — это достаточно дорогое удовольствие».
Продавцы охранного оборудования для торговых предприятий констатируют: несмотря на рост числа хищений в ритейле, продажи их продукции продолжают падать. «Возможно, это происходит из-за того, что не открываются новые супермаркеты, возможно владельцы просто экономят, но факт остаётся фактом — спрос за время кризиса упал на 25-30%», - утверждает Валентин Матвеев, исполнительный директор компании «Радомир».
Некоторые эксперты указывают на то, что сети зачастую просто закрывают глаза на факты мелкого воровства, даже если обнаруживают его. Классический случай: покупатель берёт целую корзину товара и (случайно или намеренно) «забывает» оплатить шоколадку или банку пива. «В таких случаях охранники, скорее всего, не станут беспокоить клиента, ведь лояльность покупателя важнее, особенно сейчас. Я знаю, что в некоторых гипермаркетах охране запрещено мешать клиентам потреблять продукты прямо в торговом зале, даже если есть подозрения, что они их потом не оплатят», - говорит Даниил Сомов.
Автор: Павел Гинёв