Почему не поступают деньги на карточные счета некоторых банков
Особенности банковского бухгалтерского бухучета могут привести к неполучению клиентом денежного перевода на счет, к которому привязана пластиковая карта. Кредитная организация действует по правилам, но лучше в таком случае пользоваться услугами другого банка.
Клиент ВТБ24 ждал денежного перевода на дебетовую пластиковую карту. Не дождался: как выяснилось, предоставленного им номера счета банку оказалось недостаточно, и он вернул проведенный платеж, сославшись на отсутствие в платежке номера пластиковой карты. Зачем банку номер карты, которая все равно привязана к личному счету клиента?
В колл-центре ВТБ24 поясняют: «при перечислении средств безналичном способом средства клиентов поступают на общий транзитный счет, а затем распределяются по назначению платежа. Идентифицировать клиента можно только по номеру карты».
Банк действует в рамках законодательства, констатируют коллеги. Дело в том, что «пластиковые» переводы не уходят напрямую держателю карты. Согласно правилам ведения бухучета в кредитных организациях (302-П), сначала средства клиентов зачисляются на единый корреспондентский счет банка – 30101, после чего их движение возможно в одном из двух направлений: напрямую на личный счет клиента, либо на счет 30232 («незавершенные расчеты по операциям, совершаемым с использованием платежных карт»), а уже оттуда – клиенту. Разумеется, проводка может быть осуществлена только после того, как банк идентифицирует счет с его владельцем. Если в первом случае дополнительная информация банку не требуется - ведь клиент уже указал номер своего счета, то во втором идентификатором служит исключительно номер карты, рассказывает начальник управления розничного обслуживания Судостроительного банка Наталья Чурюкина.
«И та, и другая схема соответствует правилам ведения бухучета. По какой схеме идут проводки, решает банк, исходя из внутренних нормативных документов и программного обеспечения», - отмечает Наталья Чурюкина. И добавляет: «в нашем банке можно перечислять средства и тем, и другим способом: в одном случае клиент указывает номер личного счета, в другом – номер счета 30232 и номер карты».
«Банк может перечислять средства напрямую на личный счет, либо через 30232: и тот, и другой вариант – нормальная банковская практика, которая зависит от учетной политики кредитной организации», подтверждает и начальник управления розничных пассивов и комиссионных продуктов «Абсолют банка» Елена Новикова. В соответствии с выбранным порядком зачисления средств банк регулирует работу с клиентами и определяет форму предоставления реквизитов, говорит она. В реквизитах может быть прописан счет 30232 и номер пластиковой карты, либо личный счет клиента.
А как же безопасность? Банки ведь просят никому не давать сами карты и их номера. «По сути, номер карты, как и номер счета, – конфиденциальная информация, но надо понимать, что вы предоставляете данные для осуществления расчетных операций. Указывая номер карты, вы рискуете не больше, чем когда отдаете ее в руки продавцу», констатирует Наталья Чурюкина.
«Необходимость указывать номер карты не правильна с точки зрения защиты информации - это условие противоречит стандарту защиты данных PCI DSS, которые разработаны ведущими платежными системами, - предупреждает замдиректора департамента платежных карт Промсвязьбанка Владимир Старков. - Мы просим клиента предоставить номер счета карты».
«Финанс.» предупреждает: если вы собираетесь получать налоговый вычет от государства, узнайте по какой из указанных схем работает ваш банк. Если отправителю требуется указать номер карты, то лучше не давать реквизиты этого банка в Федеральную налоговую службу, так как налоговики из-за особенностей софта не могут указать номер карты.
Ссылки по теме: