Каким компаниям легче получить бизнес-кредит?
Очевидно, что без привлечения средств со стороны развиваться в текущих условиях бизнесу в России очень сложно. Банковский сектор, испытывающий серьезные трудности в кризисный период, готов поддерживать сотрудничество далеко не со всеми направлениями предпринимательской деятельности.
Остались ли сегодня качественные бизнес-заемщики? Откровенный ответ на этот вопрос нужно искать в сфере крупного бизнеса, считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. По его мнению, идеальный заемщик – крупное предприятие с активами не менее 250 млн долл. и отношением долга к EBITDA не выше 1,8. Сфера его деятельности, предпочтительнее всего, – ТЭК, металлургия, транспорт (в случае присутствия государственного капитала в пассивах компании или при наличии тесного контакта ее руководства с регулирующими структурами этот список можно расширить за счет предприятий промышленности, АПК). Эксперт отмечает, что в последнее время растет интерес к кредитованию малого и среднего бизнеса, хотя на данном этапе эта сфера не играет существенной роли в общих объемах кредитования. Исходя из перечисленных выше параметров число «хороших» заемщиков значительно снизилось и до возобновления устойчивого роста экономики увеличиваться не будет. Предприятия, сохранившие стабильность, в ближайший год будут привлекать кредитные ресурсы очень осторожно, планируя развитие бизнеса с опорой в основном на собственные силы. И именно за таких клиентов уже сейчас начинается конкурентная борьба между банками.
На рынке, однако, существует и прямо противоположная точка зрения в отношении перспектив сотрудничества с предприятиями малого и среднего бизнеса. «Для банков с точки зрения диверсификации рисков, конечно, интереснее рассматривать малые и средние предприятия, – уверен Дмитрий Задонский, руководитель филиала компании «Кредитмарт» в Санкт-Петербурге, – основным конкурентным преимуществом которых является отсутствие забюрократизированной системы управления, как результат – способность быстро принимать и реализовывать нестандартные, жесткие решения в области сбытовой политики, управления расходами и так далее».
В текущий период наиболее перспективными для кредитования являются компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся бизнесом, направленным на конечного потребителя. В бизнесе заемщика желательно наличие нескольких торговых точек, причем хотя бы одна из них должна находиться в собственности у предпринимателя.
«Направление бизнеса (розничная торговля, мелкооптовая торговля или услуги) особой роли не играет, но наиболее благоприятными секторами являются торговля продуктами питания, одеждой средней ценовой категории, хозяйственными товарами и фармацевтической продукцией, чьими покупателями являются физические лица», – говорит директор департамента малого и среднего бизнеса Кредит Европа Банка Фатих Чайджи. Банкам интересны предприятия, производящие продукты питания в среднем и низком ценовом сегментах. Компании, которые продают товары повседневного спроса, например бытовую химию, косметику, по-прежнему рассматриваются банками в качестве перспективных партнеров. «Люди как покупали эту продукцию раньше, так и будут покупать, – объясняет Анатолий Максаков, заместитель председателя правления Абсолют Банка. – Выручка же в этом сегменте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года даже немного увеличилась. Ну и, конечно, интересны для банков компании, которые работают по подтвержденному госзаказу».
Александр Гусев, заместитель директора департамента корпоративного бизнеса ОАО «Русь-Банк», перечислил такие черты бизнес-заемщика, желанного для любого банка: сбалансированное соотношение собственных и заемных средств, позволяющее обеспечивать выполнение обязательств перед кредиторами в условиях снижения выручки (отсутствие закредитованности); стабильная (прогнозируемая) динамика выручки и рентабельности; диверсифицированные базы потребителей и поставщиков.
Кроме того, из-за неопределенности со сроками окончания кризиса банки особенно придирчиво относятся к инвестиционным отраслям – прежде всего строительству, производству стройматериалов и строительной техники.
Обобщая все, что сказали эксперты, мы получаем следующий портрет идеальной организации малого и среднего бизнеса, с которой готов сотрудничать банк. Это компания, деятельность которой ориентирована на отрасли со стабильным потребительским спросом, например производство и реализацию товаров народного потребления, причем приоритет – совокупность нескольких направлений бизнеса. Опыт в бизнесе должен быть не менее 12 месяцев, лучше более 2–3 лет. По мнению Натальи Головановой, заместителя директора департамента кредитования малого и среднего бизнеса Москоммерцбанка, важным фактором также является наличие ликвидных активов в балансе клиента (обязательно недвижимость или автотранспорт), налаженные связи с контрагентами (поставщики и покупатели), высокая деловая репутация, положительные кредитная история и опыт обслуживания в банках. Процентная ставка для предприятий зависит от уровня оценочных рисков такого займа. В среднем ставки по кредитам на рублевом рынке займов составляют порядка 13–14% для крупных компаний, и порядка 22–25% – для малого и среднего бизнеса.
Судя по динамике размещений на рынке рублевых облигаций, число относительно надежных заемщиков в РФ достаточно велико. Фактически распределение долговой нагрузки в российском бизнесе происходило довольно неравномерно. Наиболее закредитованными и, соответственно, наиболее рискованными представляются такие отрасли, как автомобилестроение, девелопмент и строительство, потребительский сектор, а также отдельные крупные предприятия промышленности. В других сегментах ситуация в данной сфере значительно более спокойная. «Основываясь на доминирующих сейчас на рынке прогнозах постепенного восстановления российской и мировой экономики в перспективе ближайшего года, а также учитывая сохраняющуюся позитивную тенденцию на рынке энергоресурсов и рост государственного экономического регулирования и финансовой поддержки, я полагаю, что число «хороших» заемщиков в указанный период возрастет», – считает Александр Осин. Таким образом, надежда на восстановление российского бизнес-кредитования есть, но сколько ждать ее осуществления – вопрос отдельный.
Смотрите также раздел Кредит. Виды кредитования. Общие понятия