Малый российский производитель воздерживается брать кредиты, ведь рынок всегда может заместить его продукт дешевым китайским аналогом
«Мы организовали компанию вдвоем с другом в 2006 году. На тот момент было выбрано 4 основных направления деятельности: металлообработка, оптовые продажи электрики, электромонтажные работы и консалтинговые услуги. Первые два направления были в тот момент рабочими, так как я и мой партнер были специалисты в этих областях, а электромонтаж и консалтинг рассматривали как перспективу на будущее. Как оказалось впоследствии - интуиция нас не подвела», - говорит Е.Белых.
В 2006 году Е.Белых с партнером уже имели большой опыт в сфере металлообработки и электрики, знали преимущества конкурентов и требования заказчиков, поэтому быстро нашли заказы. «Мы были уверены, что можем сделать все лучше, чем конкуренты. Было бы глупо пройти мимо «плодородной земли» и не возделать ее с пользой себе и окружающим», - объясняет предприниматель.
ЗАО «Металл-Электро» было создано в 2006 году. Предприятие специализируется на изготовлении нестандартных запасных частей к механическому оборудованию, широкого спектра запчастей к промышленному электротехническому оборудованию. «Металл-Электро» проводит научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы в области металлообработки и электрики, консультирует, осуществляет пуско-наладочные и электромонтажные работы. В 2009 году компания открыла в Новокузнецке 4 магазина электрики «Есть контакт!». В компании трудится до 90 человек. Численность сотрудников варьируется, поскольку часть персонала компания привлекает на проектную работу.
На старте бизнеса партнеры, очевидно, не могли рассчитывать на банковские кредиты. «Во-первых, было страшно отвечать за чужие деньги. Во-вторых, было просто нереально в то время взять кредит, так как у нас не было ни опыта работы, ни каких либо сделок. А банки требовали, чтобы юридическое лицо существовало хотя бы полгода, показывало оборот по счету», - говорит Е.Белых. «Из этой ситуации мы выкручивались, как и большинство предпринимателей», - рассказывает гендиректор «Металл-Электро». По его словам, предприниматели уговаривали поставщиков предоставить им товарный кредит, просили покупателей выплачивать предоплату, занимали деньги у друзей и родни, вкладывали в производство заработанную прибыль.
«В дальнейшем, когда компания упрочила свои позиции, мы придерживались политики не брать средств в кредит, так как нет времени на расчет экономической эффективности кредита. Кроме того, у банков по-прежнему высокие требования к куче бумаг на получение кредита, даже у банков, которые с нами работают и видят нашу финансовую деятельность», - говорит он. Е.Белых гораздо легче привлечь в партнеры на большие проекты крупный бизнес и поделиться с ним частью прибыли, чем вступать во взаимоотношения с банковскими структурами.
«Я считаю, что кредит можно и нужно брать только тогда, когда ты четко понимаешь, как ты будешь его возвращать. В нашей стране, особенно в сфере производства, сложно быть уверенным в том, что беря кредит на обновление основных фондов и начав выпускать более качественную продукцию, она будет востребована, а не замещена дешевым китайским аналогом или продукцией с вторичного рынка», - поясняет предприниматель.
Однако и к деятельности банков бизнесмен относится критически. «Банк или иная кредитная организация пока нами не рассматривается как равноправный партнер. Это партнер с более выгодной для него позицией. А работать не на паритетных условиях неинтересно», - говорит Е.Белых.
С господдержкой дела обстоят не лучше. «Никогда не пользовались инструментами господдержки, так как в нашем регионе программы господдержки не работают, а все, что работает, непонятно, кого поддерживает. В настоящее время в нашем регионе оцениваю роль государства в развитии малого бизнеса на 2 с минусом», - заявляет Е.Белых. Тем не менее, он позитивно оценивает бизнес-климат в регионе и отмечает, что в Кемеровской области «вести бизнес можно и нужно».
«Со стороны государства поддержки нет, но и палок в колеса никто не вставляет. Хотя администрация дополнительными сборами занимается, например, поступают просьбы о помощи или поддержке, но все на добровольных началах, принудиловки нет», - рассказывает бизнесмен. Он лояльно высказывается в адрес налоговых инспекций: «Они с каждым годом все лучше и лучше работают. Это и более профессиональные кадры, и все меньше придирок по глупостям и мелочам». Предприниматель подтверждает и возможность участия малого бизнеса в системе регионального госзаказа. «Участие в тендере проходит без требований «откатов» и взяток. Но оплата за товары и услуги по госконтрактам приходит с опозданием от 1 до 3 месяцев», - говорит Е.Белых.
Е.Белых отмечает, что в его отрасли присутствует острая конкуренция, в основном, ценового характера. Покупатели - а это, как правило, крупнейшие компании Кемеровской области - диктуют свою цену, особо не обращая внимания на качество продукции. «Часть конкурентов - такой же малый бизнес, который работает на рынке чаще всего на минимальной прибыльности, не позволяющей ему обновлять оборудование и развивать свое производство», - рассказывает бизнесмен. Конкуренция по цене стимулирует предпринимателей к оптимизации затрат при сохранении качества выпускаемой продукции.
По оценке Е.Белых, кризисная ситуация в экономике в целом положительно отразилась на его бизнесе. «Мы пересмотрели свои направления и перепрофилировались на другие рынки. В частности, с января 2009 года начали развивать сеть магазинов электрики «Есть контакт!» для потребителей с уровнем дохода средним и ниже среднего», - рассказывает предприниматель. Сейчас в Новокузнецке действуют 4 магазина, открытие которых позволило «Металл-Электро» увеличить оборачиваемость товаров по складам.
С октября 2008 года электромонтажный цех предприятия переориентирован с крупных объектов на обслуживание предприятий ЖКХ - ТСЖ, РЭУ, УК. Компания взяла в аутсорсинг услуги электрослужбы и аварийной диспетчерской по электрике. В июле 2009 года цех металлообработки предприятия перешел на изготовление металлоизделий непромышленного назначения - оград, печек, лестниц, турников, контейнеров для мусора - стал выполнять заказы не только юридических, но и физических лиц.
К минусам кризиса предприниматель относит накопившиеся долги со стороны крупных заказчиков. «Естественно, что были и есть у нас замороженные долги от крупнейших предприятий. Естественно, что нам не хватает этих средств, и это сложно назвать положительным фактором. Но это тот фактор, который нас очень хорошо стимулирует отойти от привычных нам клиентов и пересмотреть наши позиции, что в конечном итоге приведет нас к успеху», - уверен Е.Белых.
Несмотря на напряженный график, бизнесмен находит время для того, чтобы повышать уровень своей финансовой грамотности и быть в курсе деловых событий. Он читает журналы «Коммерческий директор», «Финансовый директор», «Учет. Налоги. Право», регулярно заходит на экономические ресурсы в Интернете. «В среднем в день на получение информации об изменениях в бизнес-среде, в экономике, в законах, о новых методах, об опыте других предпринимателей я трачу от 1 до 2,5 часов», - уточняет бизнесмен. На недостаток информации Е.Белых не жалуется.