Как экономят на новогодних корпоративах
Предновогоднего ажиотажа в корпоративном сегменте снова не наблюдается. Звезды в простое, залы свободны – режим экономии никто не отменял. Сотрудников ждет домашняя атмосфера: оливье и дискотека в холле.
В последние докризисные годы понятие «встреча Нового года на работе» претерпело серьезные изменения. От душевных посиделок с самодельными танцами оно переросло в стратегически важное событие, планирование которого начиналось еще летом: лучшие залы, звезды в гостях, именитые ведущие. События последнего года заставили форму прийти в соответствие с изначальным содержанием. «До прошлого Нового года праздновали широко: позволяли себе арендовать помещения, приглашать звезд, тратили несколько миллионов рублей. В кризис бюджеты пересмотрели, и новогодние расходы пошли под нож одними из первых. Вспомнили, что основное – сохранение традиций компании, поздравление всех и награждение лучших, подведение неких итогов, – рассказывает генеральный директор «Комкора» Леонид Гуштуров. – В итоге на встречу 2009 года потратили в 15 раз меньше, чем на 2008 год. Обошлись собственными силами, благо у нас появилось свое здание с киноконцертным залом, более 1 тыс. сотрудников отметили праздник в офисе – он стал более «семейным». В этом году мы все хорошо поработали и сможем потратить вдвое больше, но праздновать снова будем в офисе: Дед Мороз со Снегурочкой, тигр – символ нового года, конкурсы, шампанское, стол, живая музыка. Возвращаться к докризисным тратам не собираемся». По мнению гендиректора агентства Manfriday Максима Львова, в прошлом году более 50% компаний полностью отказались от торжеств в пользу домашнего варианта «отмечания по отделам». Но оставшаяся половина корпоративы все-таки провела. Особо востребованы в декабре 2008 года были пластиковая посуда и двойники звезд, например, Верка Сердючка-2 за 15% цены. Год спустя многие компании хоть и решились снова собрать всех вместе, но на большие расходы готовы единицы.
Глубокое отступление. Чтобы понять какую «Россию новогоднюю» потеряли, нужно вспомнить, как развивались события. До 2007 года история шла «по нарастающей». «На Новый год продать можно было все, что называлось артистом, – вспоминает Максим Львов. – В конце октября – ноябре 2007 года найти помещение на проведение новогоднего мероприятия было почти невозможно. Наиболее затратные корпоративы проводили компании из верхушки среднего бизнеса и быстро развивающиеся малые. Помпезные мероприятия устраивал себе менеджмент крупных структур. Средняя численность таких торжеств – около 500 человек. Расходы на одного гостя колебались от $150 до $500 (если количество гостей приближалось к тысяче, то экономили на объемах) в зависимости от качества программы. По затратам на первом месте стояли артисты и ведущий, затем оформление мероприятия, площадка и на последнем – питание с напитками». Теперь пирамида перевернулась: питание и напитки на первом месте, потом аренда площадки, наконец, артисты, и в самом хвосте более чем скромное оформление.
Если раньше для воссоздания нужной атмосферы строились чуть ли не мосфильмовские павильоны, то теперь надеются на воображение сотрудников. На встрече 2009 года компания «Л’Ореаль» собиралась потратить «на вручение Оскаров» своим сотрудникам около 30 млн рублей. Затем принялась резать бюджет, и первым отменила антураж. В итоге «Л’Ореаль» вовсе отменила массовые гуляния. А вот приглашать людей на «три кусочка колбаски» работодатели не любят. «Сейчас мы распределяем бюджет следующим образом. Сначала угощение и напитки, и потом уже смотришь, кто «пролезет»: Лайма Вайкуле или Василий Пупкин с компанией. Нехватка еды с избытком алкоголя – катастрофа для любого праздника», – рассказывает представитель одной российской компании.
Манера празднования изменилась у многих представителей финансового сектора. Так в 2007 году на новогодней вечеринке Бинбанка выступал Дима Билан, группа «Дискотека Авария» и ансамбль «Самоцветы». В 2008 году вечеринки не было, а в качестве подарка от банка все сотрудники отправились в культурный поход на мюзикл «Красавица и чудовище». В 2009 году банк вернется к классической схеме: из торжественной части – слово руководства, награждения лучших сотрудников, из развлекательной – выступления приглашенных коллективов и дискотека. Подробности празднования держатся в секрете, но бюджет мероприятия в три раза меньше, чем при встрече 2008 года.
«Велес Капитал» в прошлом году также обошелся без корпоратива. Компания решила, что даже в непростое время всегда есть люди, находящиеся в более тяжелой ситуации: например, дети, оставшиеся без родителей. Кризис активизировал размышления многих о благотворительности, поэтому собрали деньги, купили подарки и поехали в детский центр «Вдохновение». Там по-новогоднему украсили здание центра, установили большую елку, организовали конкурсы для детей, устроили большой фейерверк, вместе с детьми согревались чаем и горячим шашлыком. «Получилось очень ярко и необычно. Многие сказали, что это был один из лучших новогодних праздников за время существования компании, при том что он обошелся очень недорого – 5% от бюджета 2007 года, – рассказывает начальник управления по работе с персоналом «Велес Капитала» Марина Миронова. – В этом году компания не откажется от благотворительной акции, но традиционное корпоративное мероприятие тоже проведем. Звезд не зовем, так как стоит задача не «поразить размахом празднования», а «вызвать положительные эмоции». Как известно, чтобы получить улыбку, не всегда нужно приглашать целый цирк». Бюджет декабря-2009 – это половина предновогодних расходов декабря-2007.
Антикризисные меры. В IBS приход нового года считают праздником семейным и для корпоративной культуры событием второстепенным. Поэтому всегда его отмечали силами подразделений. Однако кризис внес коррективы. «Прошедший год был сложным и потребовал очень напряженной работы, хотелось сделать сотрудникам необыкновенный подарок. Поэтому когда мы узнали, что в Москву приезжает Cirque Du Soleil – решение приняли незамедлительно. В один из декабрьских дней цирк даст представление для нас. Во-первых, это уникальная возможность собрать на одном мероприятии всех сотрудников. Во-вторых, всемирно известное шоу – достаточно эксклюзивный подарок. И, самое главное, – каждый сотрудник получил возможность привести на шоу одного члена семьи или просто близкого человека. Так что праздник по-прежнему останется семейным», – объясняет директор по персоналу компании IBS Екатерина Прохорова. В компании собираются раздать около 3 тыс. билетов.
Но есть и такие, на праздничных бюджетах которых кризис не отразился. «Ни год назад, ни сейчас бюджеты на развлечения не режем. В течение трех последних лет расходуем примерно по $200 на человека – это в Москве, – объясняет генеральный директор Parallels Сергей Белоусов. – Для сотрудников и в Европе, и в Америке подобные вечеринки обходятся гораздо дешевле. В целом по компании могу отметить, что организация праздника подешевела на 15–20%. В Москве, где центр разработок Parallels наиболее многочисленный (300 программистов, 80% штата – мужчины), мы всегда пользовались услугами агентств, которые совместно с нашим HR-департаментом разрабатывали программу вечера. Концертными выступлениями никогда не ограничиваемся, иначе можно уснуть. Акцент делаем на игровых развлечениях: тир, керлинг, каток. Главное «достижение» кризиса – возможность бронирования места на 30 декабря. Последние несколько лет найти хорошее помещение за адекватные деньги на это время было нереально, приходилось устраивать вечеринку в середине декабря, а то и вовсе в январе».
Банк «БНП Париба Восток» в прошлом году также не сокращал расходы и все-таки провел «антуражную» новогоднюю вечеринку в стиле 30-х годов под девизом «Добро пожаловать в семью». В этом году бюджет мероприятия снизился на треть, но только за счет падения цен на услуги подрядчиков.
Праздник как бизнес. Новогодние корпоративы кормили не только счастливых сотрудников. В Москве возникли сотни агентств, занимающихся устройством «ивентов» (event – событие), благо дело не требует большого количества рук. История тех дней: два молодых человека организовали рекламное агентство, но вскоре поняли: сотрудничающие с ними компании не прочь скинуть с себя груз обустройства вечеринок. Молодые люди быстро сориентировались и учредили отдел «ивентов». «Самое крупное мероприятие, которое мы успели провести, до кризиса стоило одной парфюмерно-косметической компании 4,5 млн рублей, – рассказывает бывший начальник ныне упраздненного за ненадобностью отдела. – Официальная комиссия была 15%, однако мы всегда могли сэкономить на различных услугах, выбить скидку из контрагентов. Дополнительные бонусы увеличивали вознаграждение до 30%. Даже крупное мероприятие могли организовывать всего три человека, которые к тому же вели несколько проектов параллельно. Бизнес был более чем выгодным».
Предприимчивые ребята налаживали контакт с дорогостоящей артистической составляющей: например, цена Ивана Урганта с агентской накруткой составляла 55 тыс. евро за новогоднюю программу. Без наценки его обаяние стоило 40–50 тыс. евро. Кстати, даже сейчас высокая востребованность Ивана Урганта позволяет ему не переписывать ценник. Остальные «первые места» среди ведущих занимают супруги Стриженовы, резиденты «Камеди Клаб», Сергей Минаев, Татьяна Лазарева и Михаил Шац, Антон Комолов и Ольга Шелест – они стоят от 10 до 25 тыс. евро за пять часов работы. По мнению Максима Львова, кризис заставил ведущих быть более профессиональными, бороться за клиента. В период сенокоса многие халатно относились к своим обязанностям: с трудом прочитывали сценарий, путали имена «генералитета», бегом посещали репетицию.
«”Звездное” ценообразование у нас проиходит не так, как на Западе, – утверждает Максим Львов. – Например, у тамошних артистов нет постоянной цены: в каждом новом случае ее определяет агент, который взвешивает все условия выступления в той или иной обстановке. У нас так работают немногие, например – Алла Пугачева, которой всегда важно, перед кем, где и когда она будет петь. Нельзя утверждать, что за $0,5 млн она согласится в любом случае. Подобным образом пытаются вести себя Дима Билан и Филипп Киркоров, но складывается ощущение, что они-то как раз выясняют возможность запросить больше денег, и как таковой имиджевой составляющей здесь нет».
Если просто позвонить исполнителю, то он никогда не сознается в том, что подешевел, и назовет прошлогоднюю цену. Например, 45 минут выступления группы «Чай вдвоем» обойдутся в 20 тыс. евро, «Несчастного случая» – 10 тыс. евро. Концерт «Мумий Тролля» стоит уже 30–35 тыс. евро – высокий размер гонорара объясняется тем, что группа выступает только «живьем» и дает не более одного концерта в день. Молодые и прыткие музыканты успевают съездить на два-четыре выступления. Но когда дело доходит до контракта, покупатель просто называет свою разумную цену и артисты, как правило, идут на уступки. Так Алена Апина скажет, что выступает за 10 тыс. евро, но, скорее всего, будет петь и за $10 тыс. Ансамбль «Земляне» по официальному ценнику «стоит» 12 тыс. евро, но может согласиться и на 10 тыс. евро. Также следует учитывать, что у артиста есть три цены: обычная, декабрьская и в последние 10 дней декабря. Они могут отличаться в разы.
Даже со скидками звезды сейчас – не самый привлекательный товар. «Мы не хотим переплачивать за имя, да и с индивидуальным репертуаром одной «звезды» всем не угодишь. Для веселья нужен коллектив, хорошо поющий и играющий вживую. И мы нашли такой прошлый летом – «Московские каникулы», – рассказывает Леонид Гуштуров. – Прекрасный вокал, подборка хороших песен, и стоимость приемлемая». По информации «Ф.» – 100 тыс. рублей за пять часов выступления.
Сверхзадача
5 часов еды
У новогодних гуляний есть высокий смысл.
«Это время подвести итоги и анонсировать новые планы. Важно, чтобы сотрудники понимали, чего компания добилась за год, и в каком направлении она будет двигаться дальше, – объясняет директор по персоналу банка «БНП Париба Восток» и Cetelem Нина Гришкова. – Ведь одной из задач корпоративной вечеринки как раз является смена обыденной, монотонной офисной обстановки. Люди, привыкшие видеть друг друга в определенном амплуа, начинают уставать, перестают быть друг другу интересными. Появляются внутренние конфликты, что приводит к ухудшению работоспособности». Для большой компании, в которой сотрудники знакомы исключительно по электронной переписке, возможность увидеть своих коллег в лицо очень важна. Праздник – яркий показатель атмосферы в коллективе. Также важна эмоциональная составляющая. «Положительные эмоции – катализатор удовлетворенности, мотивированности и успешности коллектива. Времена, когда корпоративный праздник был исключительно поводом выпить и поесть, уже очень давно прошли, – подытоживает Татьяна Миронова из «Велес Капитала». – Большинство людей может позволить себе хороший ужин с семьей или коллегами. Эффект от праздника – непросто 5 часов еды. Мы за месяц формируем ощущение предвкушения за счет небольших анонсов, рассылок. Ожидание праздника – очень значимое эмоциональное переживание».
Какой новогодний корпоративный праздник вам запомнился?
Юрий Петров, президент и председатель совета Независимого строительного банка:
– Сразу вспомнил 1998 год, когда банку было 4 года. Маленьким коллективом мы отмечали Новый год в одном из залов гостиницы «Интурист». Скромно, без всяких, как это принято сегодня, концепций, а также известных артистов. Рядом с нами в другом зале на все 100% огромным и шумным коллективом праздновал другой банк, на тот момент очень известный. Тогда я подумал, что Новый год – это переход из одного состояния в другое, и скоро наш банк будет успешным финансовым институтом с большой командой. Теперь мы отмечаем Новый год уже с большим коллективом. В прошлом году у нас был вечер в стиле латино, а в этом году концепция «Однажды в Америке». По моему мнению, главная цель таких мероприятий – максимально сплотить сотрудников и зарядить энергией. Нам это пока удается.
Александр Голиков, генеральный директор «Проплекса»:
– Корпоративный праздник, посвященный встрече 2009 года. Потому что эмоции у всех были весьма и весьма противоречивые – к этому времени кризис дал о себе знать повсеместно. Тем не менее вечер удался. В целях экономии решили задействовать под корпоратив цех ламинации. Убрали оборудование, собственными силами декорировали получившийся зал, так что на время праздника цех приобрел вполне клубный антураж. Несколько креативно-инициативных сотрудников подготовили сценарий вечера, который состоял из ярких, а главное, актуальных выступлений рабочих отделов. В итоге оказалось, что важнейшим условием запоминающегося праздника стали не бюджеты и артисты, а общий дух веселья в коллективе. И новогодняя дискотека в родных стенах оказалась не хуже ресторанных вечеринок с участием модных звезд эстрады.
Александр Федоров, генеральный директор «Дикой орхидеи»:
– В прошлом году. Во-первых, он был последним. Во-вторых, страна вошла в кризис и мы попали в сложную ситуацию. Казалось, проблем столько, что забыть о них невозможно. Но мы собрались внизу в столовой, и было приятно видеть и чувствовать, что люди забыли эти проблемы. Стало ясно, насколько мы едины и сильны и что мы этот кризис победим. В этом году скинемся кто сколько может и отпразднуем. Компания в кризисе, тратить корпоративные деньги мы не хотим.
Михаил Иванов, генеральный директор «Манн, Иванов и Фербер»:
– Мы взяли эпизоды из фильма «Крестный отец», наложили поверх них голоса наших коллег. Поскольку сюжет был всем известен, получилось очень здорово: с помощью фильма мы обыграли характеры коллег. В прошлом году праздником занимались две инициативные группы сотрудников: одна взяла на себе обязанности по устройству праздника, другая выбирала слова и эпизоды. Мы редко видим друг друга: у компании нет офиса, и все работают дома. Поэтому новогодний корпоратив – штука обязательная. Даже в самые трудные времена мы не урезали на него бюджет.