Лучшей рекламой финансовой системы России было бы отсутствие долгов
Кризис все поменял местами, и Россия решила протестировать мировые рынки долга. Но сделала это аккуратно. Впервые с 2000 года Минфин выпустил два транша суверенных еврооблигаций общим объемом размещения $5,5 млрд: $2 млрд 5-летних бумаг (ставка купона 3,625%, спред к кривой доходности гособдигаций США – 125 б.п.) и $3,5 млрд 10-летних (ставка купона 5%, спред – 135 б.п.). Это достаточно небольшой объем заимствований, особенно на фоне значительного уровня золотовалютных резервов в размере $447 млрд.
Для мировых инвесторов – Россия выгодный заемщик: большие резервы и небольшой дефицит. Как результат неплохое размещение. Ходили слухи о 5-кратной переподписке, но и реальная двукратная – хороший результат. Доходность выпуска оказалась чуть выше купона: 3,741 и 5,082% для двух траншей соответственно (бумаги размещены по цене ниже номинала). Минфин, кстати, и не собирался занимать много. Основной целью было установление ориентиров по доходности для новых корпоративных заимствований и расширение списка инвесторов. Главным достижением размещения финансовые власти назвали существенное сокращение спрэдов для России и получение самых низких ставок за всю историю.
Хороший бенчмарк для корпоративных облигаций создан. Однако возможности для дальнейших размещений могут оказаться ограниченными. Это может произойти из-за расширения кредитных спредов и осторожности инвесторов при выходе на внешние рынки, что станет реальностью при цене на нефть $40–50 за баррель. Могут появиться и проблемы с внутренним рынком, который «закроется» при активных продажах валюты ЦБ и дефиците ликвидности, возникающем при этом.
Как известно, финансировать дефицит бюджета можно всего тремя способами: эмиссией денег, заимствованиями на внутреннем и внешнем рынках. Последний – самый цивилизованный и мягкий для рынка – и протестировала Россия.
Последовательная политика Минфина вызывает только положительные оценки, как мирового финансового сообщества, так и российского. Однако Россия, которая и так имеет невысокий уровень госдолга (отношение госдолга к ВВП составляет примерно 7%, что очень мало по сравнению, например, с Европой, где это отношение достигает 80%) могла позволить себе и не размещать этот займ.
Его небольшой объем говорит о рекламном характере размещения. Алексей Кудрин выглядит как осторожный заемщик, который снял незначительную сумму из банкомата по кредитной карте, чтобы создать кредитную историю. Но для России более удачной рекламной компанией финансового сектора было бы отсутствие госдолга в принципе.
Ссылки по теме: