ОСАГО. Дорого. В настоящее время главная интрига на рынке ОСАГО — вопрос о росте тарифов. Уже ясно, что цена ОСАГО удвоится для неопытных и молодых водителей
В настоящее время главная интрига на рынке ОСАГО — вопрос о росте тарифов. Страховщики хотят поднять тариф на 50% и расширить покрытие полиса ОСАГО вдвое. Минфин же считает, что лимит ответственности страховщика надо увеличить почти втрое, а тариф поднять на 59%. Так или иначе, уже ясно, что цена ОСАГО удвоится для неопытных и молодых водителей.
Первым увеличить тарифы ОСАГО, а с ними и лимиты выплат по ущербу имуществу ("железу") до 400 тыс. руб. (нынешний лимит ОСАГО -- 120 тыс. руб.) предложил Минфин -- еще прошлым летом. Однако до принятия поправок в Госдуме дело не дошло. С тех пор изменение тарифов и лимитов "автогражданки" -- горячая тема на профильном рынке. Минфин предлагает увеличить максимальные размеры выплат по покрытию ущерба жизни и здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. руб. Однако на этом ведомство не остановилось: предложено ввести таблицы выплат с фиксированными суммами, которые разнятся в зависимости от тяжести вреда, причиненного здоровью.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) напоминают, что за восемь лет работы ОСАГО базовый тариф не менялся и накопленная инфляция составила более 200%: автопарк постоянно обновляется и дорожает, растет стоимость ремонта и запчастей. Между тем, согласно последним принятым Госдумой поправкам к закону об ОСАГО, упразднен верхний совокупный лимит страховой выплаты за вред жизни или здоровью всех потерпевших в размере 240 тыс. руб., и теперь лимит на одного потерпевшего составляет 160 тыс. руб. независимо от количества потерпевших.
По мнению РСА, предложенные Минфином новации приведут к росту тарифов ОСАГО сразу на 58%. Об этом заявил президент союза Павел Бунин. При этом в аналитической записке Минфина указывается, что базовый тариф требует 50-процентного увеличения. По расчету же специалистов РСА, увеличение лимита выплат по "железу" до 400 тыс. руб. обернется ростом тарифа на 27% и еще 25% даст увеличение до 500 тыс. руб. лимита по жизни. Кроме того, Минфин предлагает, чтобы в случае причинения вреда жизни в ДТП в перечне получателей выплат были родственники пострадавшего, а не только иждивенцы. РСА считает правильным поднять лимиты выплат по "железу" до 350 тыс. руб. и до 500 тыс. руб.-- по жизни. И это, по словам президента союза Павла Бунина, приведет к росту тарифов лишь на 49%.
Надо сказать, что сейчас страховщики предлагают добровольное расширение покрытия полиса ОСАГО при небольшом увеличении цены. Так, в РОСНО клиент может увеличить лимит ответственности по "железу" до 1 млн руб., доплатив 100 руб., а в "РЕСО-Гарантии" есть сразу несколько сублимитов, от 600 тыс. до 3 млн руб., за них придется дополнительно выложить от 1,2 тыс. руб. Отвечая на вопрос "Денег", почему расширение по полису обходится в столь незначительные суммы, страховщики говорили о нелинейности убыточности по крупным рискам.
По словам замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игоря Иванова, "необходимо помнить, что предложения по расширению лимитов -- исключительно по "железу", убытки по жизни и здоровью в нем просто не заложены". А замглавы компании "КИТ Финанс Страхование" Александр Потитов говорит, что предлагается такой продукт, как правило, тем, у кого ОСАГО стоит больше, чем в среднем по региону, и обычно в неубыточных регионах.
По его словам, подобные продукты в основном появляются как временные, на два-три месяца, как маркетинговый шаг с целью привлечения внимания, или же идут в комплекте с полисом каско, если премия по каско превышает, например, 50 тыс. руб.
Как отмечает замгендиректора агентства "Эксперт РА" Павел Самиев, "объективно на тариф влияет эффект инфляции, и никто не отменяет необходимости регулярной корректировки тарифа, поскольку он зафиксирован в рублях": "У нас в любом случае тариф будет расти, поскольку мы не можем его жестко зафиксировать в привязке к конкретной стоимости в рублях". Он также говорит, что в крупных городах размораживается авторынок, плотность автопарка начала расти, а вместе с этим в статистике будущих периодов будет виден и рост аварийности, что повлечет за собой все более крупные выплаты в ОСАГО.
Еще РСА предлагает изменить ряд территориальных коэффициентов в 169 из 299 городов. Конкретных цифр по территориальным коэффициентам пока нет, зато уже известно, как союз хочет увеличить коэффициенты в ОСАГО, привязанные к стажу и возрасту водителя. Такое предложение связано с высоким уровнем убыточности в соответствующих категориях. Действующий коэффициент должен вырасти на 0,1, до 1,8, для водителей младше 22 лет и со стажем менее трех лет. Сейчас полис для автомобиля мощностью 150 л. с. такому москвичу обойдется в 11,9 тыс. руб., а после введения изменений -- уже в 12,6 тыс. руб.
В начале февраля глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль пообещал, что ФССН убедит Минфин связать вопрос повышения тарифов с созданием, запуском и успешной эксплуатацией автоматизированной информационной системы ОСАГО (АИС ОСАГО).
Суть этой системы -- в фиксировании страховой истории каждого клиента, это позволит эффективно учитывать уровень аварийности, а значит, не только точнее рассчитывать стоимость конкретного полиса, но и отслеживать уровень убыточности в ОСАГО в целом.
За запуск АИС ОСАГО отвечают не только страховщики, но и госведомства. Минтранс, в частности, должен разработать стандарты ремонтных работ и справочник запчастей. По мнению Сергея Рябцева, на запуск системы нужно три года.
Между тем такая система помогла бы бороться еще с одной напастью -- мошенничеством, которое сильно вредит имиджу страховщиков и вызывает недоверие к аргументам в пользу существенного роста тарифов ОСАГО. Надо сказать, что 2011 год начался с обнаружения крупной партии поддельных полисов. Их нашли сразу в нескольких регионах и в больших количествах. Фальшивки практически один в один копируют бланки, которые печатают на Гознаке, и почти не уступают им по качеству исполнения. В целом же компании оценивают объем "спорных-мошеннических выплат" в пределах 10% общего объема возмещений по "автогражданке". Павел Самиев склонен оценивать долю мошенничества в выплатах в 5%.
Тем временем автомобилисты по-прежнему говорят о необходимости упразднить систему ОСАГО. Как заявил "Деньгам" вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский, "после принятия закона об ОСАГО лоббисты обещали, что будет как на Западе: участники ДТП обмениваются бумагами и разъезжаются; однако этого не произошло, и города встают в пробках, пока попавшие в ДТП ожидают сотрудников ГИБДД". Кроме того, по его словам, рост тарифов ОСАГО даст дополнительный импульс инфляции.