Эмоциональный интеллект - ключ к успешной карьере
В последние годы специалисты в области управления персоналом все больше внимания уделяют такому понятию, как эмоциональный интеллект. Многочисленные исследования показывают: между высоким уровнем развития эмоциональности и карьерными успехами есть прямая зависимость.
Данный термин вовсе не является очередной "критикой разума". Он акцентирует внимание на том, что правильное управление собственными эмоциями способствует повышению личной эффективности.
Эмоциональность и адаптивные способности
Современный ритм работы диктует необходимость быстро подстраиваться под меняющиеся условия. Времени на принятие важного решения зачастую отводится не так много. Повышение уровня ответственности одновременно с уменьшением временного ресурса ведет к постоянным стрессам. Вследствие перенапряжения психики у человека могут развиться тревожные состояния, неуверенность в своих действиях, испортиться отношения с окружающими людьми.
Все это отнюдь не способствует построению успешной карьеры, так как не задействуются в полной мере адаптивные способности организма, направляемые конструктивными эмоциями. Глубина стрессового воздействия зачастую определяется уровнем восприятия сложной ситуации, неумением расставить приоритеты и адаптироваться к внешнему миру.
Профессиональные кризисы и ситуации эмоционального выгорания свидетельствуют о том, что даже в такой рациональной области, как карьера, мы очень часто руководствуемся эмоциями. Именно с их помощью мы оцениваем микроклимат в коллективе, строим отношения с коллегами и руководством. Эмоции нередко определяют выбор делового партнера или места будущей работы, помогают нам быстро справиться с интересным проектом и тормозят рутинные задачи.
Человек с высоким развитием эмоционального интеллекта (EQ) может как отлично понимать свои эмоции, так и чувствовать их в окружающих. Это умение чрезвычайно важно и для управленцев, и для рядовых сотрудников, которым также приходится взаимодействовать с другими людьми — коллегами, клиентами, партнерами.
Специалисты в области управления персоналом больше не воспринимают эмоции как досадную помеху разуму и логике. Эмоциональность позволяет принимать верные решения, помогает находить нестандартные творческие ходы, лучше чувствовать потребности своего клиента или конечного потребителя продукта. Эмоциональность и креативность находятся в прямой зависимости.
Эмоциональный интеллект против выгорания
Принято считать, что сотрудники, вынужденные ежедневно контактировать с большим количеством людей, чаще других подвержены эмоциональному выгоранию и развитию профессионального кризиса, однако это не совсем так. Даже традиционно менее «общительные» профессии в области бухгалтерии, аналитики или научной работы также сопряжены с высокими рисками.
Зачастую развития этого неприятного и затяжного состояния можно избежать, если правильно распорядиться способностями эмоционального интеллекта. Выгореть быстрее всего может тот специалист, который нерационально расходует резервы своего организма. Например, постоянное откладывание неприятного задания или мучительное ожидание неизбежного разговора вызывают у человека естественную стрессовую реакцию. Дискомфортная ситуация, связанная с работой, в дальнейшем начинает проецироваться на всю профессиональную область, вызывая стойкое отвращение к выбранной профессии.
Сотрудник с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта не только способен к адекватной оценке сложной ситуации, но и проявляет более высокий уровень мотивации к достижению поставленной цели. Оптимистичное отношение к себе и положительное восприятие окружающих помогает такому специалисту довольно быстро преодолеть негативные моменты, неизбежные в решении многих деловых задач.
Эмоциональное лидерство
Эффективный лидер должен в равной мере как обладать профессиональными навыками, так и грамотно осуществлять управление своими подчиненными. Более того, руководитель постоянно вынужден принимать решения, от которых зависит материальное благополучие компании и ее психологический климат. Все это невозможно без обращения к эмоциональному интеллекту.
Время от времени в практике любой организации возникают случаи, когда управленец должен принять непопулярное решение и донести его до своих сотрудников. В случае с авторитарным стилем управления все будет довольно просто, так как мнение персонала не учитывается, а с недовольными идет жесткая борьба.
Демократический, наставнический или партнерский стили потребуют от менеджера большей гибкости: даже если решение будет принято в непопулярном варианте, всегда найдется возможность облечь его в более приемлемые формы и слова.
Эффективное управление коллективом требует сочетания всех методов: там, где либерализм воспринимается как попустительство, последнее слово остается за авторитарными указаниями. Но руководителю необходимо чувствовать, какая тактика окажется наиболее эффективной и соответствующей данному моменту. Без обращения к собственным эмоциям и без учета настроения своих коллег и подчиненных любая управленческая стратегия обречена на неудачу.
Высокое развитие эмоционального интеллекта у руководителя необходимо и для предотвращения манипуляций со стороны подчиненных. Эмоциональная подкованность позволяет вовремя пресечь интриги со стороны подчиненных, «подсиживание» и работу на конкурентов.
Эмоциональный интеллект является значимым фактором в любой командной работе. Лидер группы может зарядить остальных ее участников, правильно мотивировать даже в изначально проигрышных условиях.
Как повысить свой EQ?
Сторонники теории эмоционального интеллекта все еще расходятся во мнениях относительно того, является ли он генетически предопределенным или вырабатывается под влиянием окружающей среды. Однако большая часть экспериментальных данных свидетельствует о том, что EQ — это не изначально постоянная величина, то есть ее можно успешно развивать.
Признанный эксперт Дениэл Гоулман полагает, что нейронные связи в головном мозге продолжают формироваться в течение всей жизни, не только обеспечивая закрепление интеллектуальных знаний, но и повышая уровень эмоциональной компетентности.
Работайте над повышением уровня самовосприятия
Чем лучше вы научитесь разбираться в собственных эмоциях, тем проще будет осознавать, что мотивирует вас лучше всего. Умение «слышать» себя помогает избежать необходимости выполнять невыгодную или неинтересную работу. Человек, осознающий свои эмоциональные ресурсы, сможет правильно определиться с выбором профессии. Кроме того, верное восприятие собственных эмоций позволяет задействовать при выполнении текущих задач сильные черты характера.
Повышайте свою социальную восприимчивость
Чем точнее вы сможете улавливать эмоции других людей, тем проще будете принимать правильные решения. Симпатии и антипатии, изначальная сонастроенность или скрытый протест коллег и клиентов — все это необходимая информация для любого эффективного специалиста. Повысить социальную восприимчивость можно, если наблюдать за невербальными поведенческими реакциями других людей, а также посещать специальные психологические тренинги.
Учитесь управлять эмоциями
Эмоции — древнейшее и эффективное свойство адаптации человека к изменяющейся окружающей среде. Не стоит подавлять их, возлагая всю степень ответственности только на холодный деловой расчет. Правильное восприятие своих и чужих эмоций полезно только в том случае, если его можно направить на решение деловых вопросов. Если вы точно чувствуете, что сможете справиться с поставленной задачей, а также верно оцениваете эмоциональные ресурсы своих коллег, ваша личная и командная эффективность будут достаточно высоки.
Эмоциональный интеллект — не новомодная концепция в управлении персоналом. Чувства и эмоции не противоречат деловой логике; в эффективной работе они играют не меньшую роль, чем профессиональные компетенции.
Источник: HR PlanetОригинал: http://planetahr.ru/publication/7740/28
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
11.05.2018
Что такое математика? С глубокой древности до настоящего времени ученные спорят по поводу того, как ...
22.05.2017
Не для кого не сюрприз , что работодатели с большой настороженностью относятся к бездетным соискательницам ...